№42'1997
Поисковые системы борются за
выживание
Без поисковых систем Интернет представлял бы собой всего лишь набор разрозненных сайтов. Эта услуга как никогда более популярна в наши дни, и конкуренция между различными поисковыми системами воистину огромна.
Для более чем дюжины крупнейших поисковиков главной задачей, как ни странно, является не поиск новой информации в Сети, а поиск бизнес-модели, которая позволит пережить надвигающиеся "черные дни". Да-да, именно "черные". Аналитики утверждают, что есть место только для четырех, может быть, пяти поисковиков. И эти места уже заняты. Все остальные, вероятно, просто исчезнут, не выдержав давления.
"Такая ситуация практически не дает возможности вступить в этот бизнес новым компаниям. Обычный пользователь выбирает для себя две-три поисковые системы и пользуется только ими", - говорит Джами Кигген, аналитик компании Cowen & Co.
В настоящее время в лидеры выдвинулись Yahoo!, Excite, Lycos и Infoseek. Их капиталы стремительно увеличиваются, однако только Yahoo! заявила о получении прибыли за минувший год. Yahoo! - единственная компания, имеющая реальную прибыль, начала получать "нормальные деньги" только в четвертом квартале предыдущего года (1996). Другие же пока перебиваются "с хлеба на воду" и готовятся к "перетряске" рынка поисковиков.
"Быть или не быть", - именно так стоит сейчас вопрос.
Действительно, эксперты, предрекавшие двенадцать лет назад скорую смерть множеству "поисковиков", не ошиблись. На сегодняшний момент количество серьёзных игроков на мировом рынке поисковых систем равно трём - и это, конечно, Google, Yahoo! и Microsoft. Если бы Microsoft удалось не столь давно претворить в жизнь свои планы по покупке Yahoo! (уверен, что читатели "Компьютерных вестей" хорошо помнят эту историю, подробно освещавшуюся в нашей газете), то крупных игроков на этом рынке осталось бы всего два - соответственно, Google и Microsoft. Конечно, на локальных поисковых рынках есть и свои игроки - например, тот же "Яндекс" в России. Но на фоне таких гигантов, как Google, их успехи кажутся не очень уж значительными.
Тем не менее, по сравнению с 1997 годом, изменилось не только количество поисковых систем, но и их качество. И речь здесь не только о качестве поиска, которое, несомненно, тоже претерпело массу изменений к лучшему за двенадцать лет. Поисковики научились зарабатывать деньги - и не просто деньги, а большие деньги. Рынок интернет-рекламы, оказавшийся просто огромным, закономерным образом сосредоточился на самых оживлённых "автострадах" Интернета - поисковых системах. Изобретение контекстной рекламы сделало интернет-поиск не просто областью научных изысканий, а одной из основных отраслей интернет-экономики. Кроме того, поисковые системы стали основой для создания ещё одного способа делать деньги на поиске - речь идёт о поисковой оптимизации Web-сайтов для повышения их рейтинга в поисковиках.
Нет сомнений в том, что в ближайшее время интернет-поиск продолжит развиваться и наращивать свою долю в интернет-экономике. По мере развития мультимедийных возможностей Сети будет совершенствоваться и поиск по мультимедийному контенту, который в настоящее время ограничивается, по большому счёту, поиском по тегам, описывающим аудио- и видеоролики.
Вадим СТАНКЕВИЧ