Россия определилась с тем, как в стране будет внедряться цифровое телевидение. Принятая модель существенно отличается от европейской и, тем более, американской. В России основное финансовое бремя по "цифровизации" телевещания ляжет на телезрителей и частных инвесторов. При этом перед телевизионной индустрией страны поставлена задача к 2015 году обеспечить доступом к цифровому ТВ 95% населения.
В самом конце сентября российский премьер Владимир Путин подписал концепцию федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы". Как следует из концепции, общий объем финансирования программы составляет 122,445 млрд рублей. В частности, из средств государственного бюджета будет выделено 76,4 млрд руб. Из этой суммы будет израсходовано на модернизацию инфраструктуры и строительство наземной сети цифрового вещания ФГУП "РТРС" 27,1 млрд руб., на развитие цифрового наземного радиовещания - 13,9 млрд руб., на создание многофункциональных спутников - 13 млрд руб. Из концепции программы также следует, что правительство окончательно определилось: специальные приставки для приема цифрового сигнала аналоговыми телевизорами субсидироваться не будут. То есть российским телезрителям придется приобретать их самостоятельно и за полную стоимость.
Правительственную концепцию для информагентства "РосБизнесКонсалтинг" прокомментировал президент Ассоциации кабельного телевидения Юрий Припачкин. По его словам, "в целом, объем инвестиций достаточен для того, чтобы выполнить заявленные цели. Вполне логично, что основные средства выделены на развитие наземной инфраструктуры РТРС и на обновление спутниковой группировки - эти сегменты критически важны для развития всей инфраструктуры цифрового ТВ. Что касается коммерческих операторов, мы готовы поддержать данную программу своими инвестициями, но существует ряд моментов, которые необходимо урегулировать. В частности, так как "социальный" пакет телепрограмм будет бесплатным для населения, было бы логично, если бы коммерческие операторы также получали данный контент бесплатно".
Больше всего вопросов как у потребителей, так и у участников телевизионного рынка вызывает тот факт, что приставки для приема цифрового сигнала не будут субсидироваться государством, как предполагалось изначально. Теперь же в подписанном Путиным документе сказано прямо: "Абонентские телевизионные приставки для приема эфирных цифровых телеканалов и комплекты индивидуального приема каналов спутникового телевещания приобретаются населением самостоятельно".
Эксперты инвестиционной компании "Финам" считают, что при условии массового перехода на цифровое ТВ, производства приставок в России и их продажи на нормальной коммерческой основе потребительский ("приставочный") рынок может составить более $3 млрд. Эта цифра достижима, если уровень проникновения телевизоров со встроенной поддержкой цифрового ТВ в России составит примерно 12%.
На эти деньги уже появились претенденты. В частности, о своем интересе к рынку телевизионных приставок заявило небезызвестное ГУП "Информзащита". Эта госкомпания уже разработала собственный модуль, который позволяет принимать цифровой сигнал, а также интерфейс, позволяющий закупать телевизионный контент напрямую у правообладателей. Об этом журналистам рассказал гендиректор компании Михаил Чупов. По его словам, "Информзащита" уже проводит консультации на эту тему с Минкомсвязи и Россвязьнадзором. А немногим ранее про свой интерес к рынку телеприставок для цифрового ТВ рассказала компания "Ситроникс" - "дочка" крупнейшего в России холдинга "Система".
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы