Правительства в стиле Web 2.0

США и Россия всерьез взялись за внедрение интернет-технологий на уровне государственного управления. Это уже не директивы по созданию web-сайтов госструктур и не очередная кампания по использованию электронной подписи. Теперь в госуправление приходят вполне конкретные технологии Web 2.0. Не случайно, наверное, у президентов Обамы и Медведева есть одна общая черта - они оба неплохо ориентируются в современных IT.


США

В начале сентября американские чиновники, отвечающие за правительственные IT-проекты, были собраны на саммите Gov 2.0. Мероприятие посвящалось "новой стадии развития электронного правительства". И эта стадия не заставила себя долго ждать: вскоре после саммита администрация Обамы представила сервис Apps.gov, задача которого - принципиально изменить взаимоотношения чиновников и интернет-технологий. Говоря грубо, Интернет будет управлять американскими чиновниками, а не наоборот.

Apps.gov - это изначально "облачный" сервис. То есть его инфраструктура - суть большое число объединенных друг с другом серверов, предоставляющих свои ресурсы для пользовательских приложений.

Единая система Apps.gov будет обслуживать федеральные агентства и ведомства, которые избавятся от необходимости самостоятельно создавать, развивать и обслуживать свои информационные системы. Интересно, что никакого централизованного распределения сервисов не будет: госструктурам придется из своих бюджетов покупать (да-да, именно покупать) у Apps.gov необходимые им IT-продукты и услуги. Все равно это окажется намного выгоднее, чем закупать и содержать собственные серверы, писать свои приложения и т.д.

Поставлять программные продукты для Apps.gov будут преимущественно независимые разработчики. В свою очередь, госструктуры будут покупать их ПО и услуги по "схеме iTunes" - выбирая нужные компоненты по онлайновому каталогу.

Другой принципиально важный момент Apps.gov - это максимально широкое использование в госуправлении технологий Web 2.0 как единой среды, связывающей административные сайты. По сути, речь идет о "Правительстве 2.0" - системе, позволяющей гражданам и организациям в режиме реального времени запрашивать и получать через специальный интерфейс любые открытые государственные данные.

Apps.gov будет обслуживать не только гражданские, но и военные потребности США. Так, Пентагон 10 сентября объявил конкурс на лучшее ПО для военных целей. До сих пор армейские разработчики не обменивались друг с другом своими проектами - но теперь всякое дублирование будет исключено. Более того, американские военные планируют создать сообщество, в котором программисты будут обмениваться исходным кодом и совместно работать над ПО.

Однако все вышеперечисленное - пока, по большей части, благие намерения. Развитие платформы Gov 2.0 только начинается. О том, каковы будут масштабы этого проекта, говорит следующий факт: администрация Барака Обамы собирается выделить на его развитие $75 млрд. Между тем, Gov 2.0 - уже вторая стадия "интернетизации" американского правительства при Обаме. Первая была реализована в мае этого года - тогда власти запустили портал Data.gov. На него выкладываются федеральные данные: когда этот процесс завершится, Data.gov станет основным их источником.

Также в 2010 году к Apps.gov и Data.gov присоединятся еще несколько правительственных порталов.


Россия

Россия пока не может позволить себе потратить на развитие правительственной IT-инфраструктуры $75 млрд. Впрочем, и российские планы по "интернетизации" власти намного скромнее - пока российское электронное правительство очень медленно готовят к версии 1.0. Тут любые подвижки будут кстати: сейчас сайты российских госструктур практически не предоставляют никаких онлайновых услуг. Правда, в 2010 году планируется создать единый портал, который объединит более сотни государственных услуг и избавит людей от лишнего общения с чиновниками.

Подстегнуть этот процесс решил недавно Владимир Путин. Российский премьер подписал правительственное положение о системе межведомственного электронного документооборота. В нем, в частности, дано определение такому документообороту и утверждена его инфраструктура. Но самое необычное - то, кому переданы полномочия организатора правительственного документооборота. Это Федеральная служба охраны (ФСО).

Отныне эта спецслужба будет отвечать за обмен электронными сообщениями и ведение служебной переписки в электронной форме между федеральными органами госвласти, администрацией президента и аппаратом правительства. При этом допускается обмен как общедоступной информацией, так и сведениями, составляющими служебную тайну.

ФСО также будет заниматься анализом и устранением сбоев и ошибок программно-технических средств, выявляемых в ходе эксплуатации, а также ремонтом или заменой вышедших из строя элементов.

Технологическая инфраструктура межведомственного электронного документооборота в России будет состоять из головного узла, оператором которого является ФСО, а также локальных серверов участников межведомственного электронного документооборота и защищенных каналов связи.

В состав головного узла войдут, в частности, почтовый сервер, программно-аппаратные средства удостоверяющего центра и средства защиты информации. Основные функции головного узла, как следует из подписанного Путиным документа, - "обеспечение защиты обрабатываемой, хранимой и передаваемой информации от несанкционированного доступа и искажения при ее нахождении на головном узле и передаче по защищенным каналам связи до узлов участников межведомственного электронного документооборота; обмен электронными сообщениями между участниками документооборота".

Локальный узел участника межведомственного электронного документооборота будет включать серверное и коммуникационное оборудование, средства защиты информации и автоматизированные рабочие места. Узлы (серверы) участников правительственного электронного документооборота будут обеспечивать доставку сообщений, полученных из головного узла, в федеральные информационные системы адресатов и обратно. Также их задача - обеспечивать защиту информации до момента передачи ее в защищенный канал связи, а также хранение сообщений до передачи их на головной узел или в федеральную информационную систему электронного документооборота адресата.

Ну и, наконец, ФСО предстоит установить порядок резервного копирования, восстановления и архивирования баз данных, находящихся на головном узле межведомственного электронного документооборота, а также порядок обновления антивирусных баз.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

40 за 2009 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!