В 1997-2000 годах айтишники уже пытались создать "новую экономику" (термин, кстати, придумал Билл Клинтон) - вспомните знаменитый "бум доткомов". Но тогда все закончилось крахом. В реальности же новая экономика в IT-индустрии создается сегодня. Одна за другой придумываются и реализуются бизнес-модели, которые и присниться не могли классическим экономистам вроде Джона Кейнса или Карла Маркса. Ну сами подумайте, как бы мы им объясняли сейчас, почему Google зарабатывает миллиарды долларов на бесплатных сервисах и почему разработчики OpenOffice мажут на хлеб то же масло, что и создатели MS Office?!
Но, как говорил сатирик, "есть нюанс". В посткризисное время новые бизнес-модели, безусловно, расцветут - этот процесс мы наблюдаем уже сейчас. Однако одновременно резко падает норма доходности - ведь продукцию (железо, софт, контент) приходится продавать буквально на грани рентабельности. Вот простой пример. Легальным продавцам, скажем, музыки сейчас приходится конкурировать не с пиратскими производителями СD, продающими диски впятеро дешевле "лицензионки", - так было 10-15 лет назад. Сегодняшняя конкуренция - это конкуренция с онлайновыми пиратскими источниками, предлагающими тот же контент бесплатно. Нетривиальная задачка, не правда ли?
Малая норма доходности - беда не только торговцев ПО и цифровым контентом. Одна из главных примет нашего времени - необычайная популярность нетбуков. Но именно она весьма серьезно ударила по доходам производителей портативных ПК. Пользователи все чаще отказываются от покупки дорогих полноразмерных лэптопов в пользу дешевых и компактных нетбуков. Как результат, падает общая выручка у продавцов и производителей компьютерной техники - таковы данные исследовательской компании DisplaySearch. Попросту говоря, рынок растет, а прибыли на нем падают.
В цифрах это выглядит следующим образом. Выручка от продажи нетбуков за "кризисный" год выросла на 264% - более чем в три раза. Во II квартале 2009-го она достигла $3 млрд против $845 млн годом ранее. Зато продажи остальных портативных ПК сократились за тот же период на $3,7 млрд (- 14%) и составили в том же квартале $23,3 млрд.
И хотя выручка от продаж нетбуков за последний год выросла в три раза, общий объем рынка (в денежном выражении) сократился на 5%. По статистике, нетбуки составляют 22,2% всех продаж ПК, но их доля в денежном выражении - только 11,7%. К тому же стоимость мини-ноутбуков падает опережающими темпами, что еще больше сокращает денежный объем рынка. Во II квартале средняя розничная цена нетбуков составила $361 - на 29% меньше, чем годом ранее. А средняя цена "полноценных" ноутбуков упала за то же время лишь на 10% - до $781.
В таких условиях уже не удивляет то, что, несмотря на начавшееся восстановление платежеспособного спроса, компания Dell решила закрыть один из крупнейших своих заводов в США. На фабрике в Северной Каролине собирали десктопы - теперь же без работы останутся более 900 человек. Далее потребности Dell в десктопах будут обеспечивать производства в Майами (Флорида), Остине (Техас) и Нэшвилле (Теннесси).
По словам представителей Dell, ликвидация завода в Северной Каролине - элемент стратегического плана компании. За счет этого, а также ряда других мер, Dell планирует сэкономить к концу 2011 финансового года порядка $4 млрд.
А вот интернет-бизнес выглядит более бодрым. На встрече с журналистами в Нью-Йорке исполнительный директор Google Эрик Шмидт заявил: "Экономический кризис заканчивается, и уже видны признаки улучшения ситуации не только в США, но и в Европе". По словам Шмидта, его компания уже скорректировала инвестиционную стратегию и план по найму сотрудников в связи с тем, что кризис на рынке интернет-рекламы завершился.
Кстати, на той же встрече вместе с Эриком Шмидтом на вопросы журналистов отвечал также один из основателей Google - Сергей Брин. Оба топ-менеджера интернет-гиганта много внимания уделили громкому судебному разбирательству по делу сервиса Google Book Search. Вкратце напомню его суть. В октябре 2008-го компания Google подписала соглашения с Гильдией авторов США и Ассоциацией американских издателей. Этот договор предоставил Google право продавать цифровые версии их книг в Сети. Однако вскоре целый ряд различных некоммерческих организаций, компаний и отдельных писателей начал протестовать против того, что Google дали возможность распространять на коммерческой основе великое множество оцифрованных книг. Вскоре в Штатах, а потом и в Европе был подан групповой иск, к которому оперативно присоединились такие компании, как Amazon, Microsoft и Yahoo.
Теперь Сергей Брин говорит, что компания не намерена сдаваться и дальше планирует активно развивать сервис Google Books вне зависимости от того, чем закончится нынешний судебный процесс. "Мы давно заявляли, что наша миссия - организация всей мировой информации. Книги - это большая часть данной информации, и мы хотим сделать их более доступными для всех пользователей Сети", - заявил Брин в своем интервью.
Микроблогинговый сервис Twitter начал неофициальные переговоры о сотрудничестве с Google и Microsoft. Стремясь максимально эффективно монетизироваться, Twitter хочет заключить базовое соглашение с ведущими поисковиками. Если Google и Microsoft договорятся с Twitter, это позволит им нарастить функциональность своих поисковиков за счет информации из коротких сообщений в микроблогах.
В свою очередь, Twitter, заключив соответствующее партнерское соглашение, сможет получать часть денег от контекстной и медийной рекламы, а также платных услуг. Впрочем, если такая сделка действительно состоится, она вряд ли окажется эксклюзивной. Руководство сервиса микроблогов уже давно декларировало политику сохранения независимости, так что вряд ли можно будет говорить, что "Twitter продался" Microsoft, Google или еще кому-нибудь.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы