Рынок интернет-рекламы в Беларуси продолжает расти. Ожидается, что до конца текущего года он увеличится на треть, а сумма инвестиций рекламодателей в баннерную рекламу превысит $3 млн. Если учесть, что баннерная реклама - это далеко не весь рынок, суммарный бюджет на интернет-рекламу-2009 будет еще больше.
По данным компании "Акавита" (проект "Мерник"), в первом полугодии 2009 года производители товаров и услуг инвестировали в баннерную интернет-рекламу около $1,85 млн. Специалисты утверждают, что до конца 2009 года рынок интернет-рекламы вырастет на 30-35%, хотя в прошлом году рынок вырос примерно вдвое. Динамику роста рынка специалисты характеризуют как стабильную и, в целом, соответствующую модели прошлого года. В частности, характерное падение бюджетов отмечалось в январе, рост - в феврале-марте и выход на ожидаемый уровень - в весенне-летний период. Аналитики предсказывают рост продаж в ближайшие месяцы, основываясь на многолетних статистических данных. Ожидается, что в последнюю треть календарного года продажи составят столько же, сколько в предыдущие 8 месяцев года, как это традиционно на протяжении многих десятилетий происходит в рекламной отрасли.
Снижение рекламной активности замечено лишь в стане автомобильных дилеров. Однако, несмотря на то, что в прошлом году продавцы авто формировали почти 50% суммарного бюджета баннерной рекламы, в 2009 году их место под виртуальным солнцем заняли новые рекламодатели. Среди последних - банки, производители техники и товаров массового потребления (сектор FMCG).
Главной рекламной интернет-площадкой страны по-прежнему является портал Tut.By, который занимает 37% рынка и 44% сегмента баннерной рекламы на белорусских сайтах. Доля российских сайтов (размещения с таргетингом на Беларусь) хотя и неуклонно растет, пока не слишком значительна и оценивается в 15%. При этом Mail.Ru захватил уже 9% рынка баннерной рекламы в Беларуси, а в сегменте российских сайтов занимает почти половину - 49%. Аналогичная картина наблюдается и с социальными сетями. Народные "Одноклассники" и "Вконтакте", хотя и появились в прошлом году на горизонте интересов белорусских рекламодателей, пока не оправдали ожиданий аналитиков, составив лишь 15% средств, направленных рекламодателями на российские сайты для показа рекламы белорусским пользователям. В общем же пироге интернет-рекламы популярные сервисы пока занимают 3%. Аналитики считают рекламу на российских ресурсах недооцененной и предсказывают ее рост.
Низкую (относительно реального потенциала) популярность социальных сетей аналитики связывают со специфическим составом рекламодателей. Авторы исследования отмечают, что в Байнете "практически не представлены FMCG и ритэйл, обычно являющиеся основными рекламодателями в социальных сетях. Широко использовали социальные сети только сотовые операторы, что и повлияло на бюджеты".
Впрочем, на фоне общих кризисных явлений и резкого сокращения рекламных бюджетов для печатных СМИ и радио перспективы интернет-рекламы можно назвать радужными. Вместо предсказываемого падения развитие рынка интернет-рекламы лишь замедлилось, обещая при этом набрать темп в самом ближайшем будущем.
Артур ЕМЕЛЬЯНОВ
Горячие темы