10 лет назад в Байнете открылся KOSHT.com
По прогнозам экспертов, в этом году объем белорусского рынка интернет-рекламы достигнет отметки в $7,8 млн. Учитывая это, сложно представить, что десять лет назад реклама в Байнете начиналась с $40 - суммы, которую компании платили за размещение своих прайсов на первой рекламной площадке белорусского Интернета - сайте KOSHT.com. Сегодня гостем нашей редакции стал один из основателей портала - директор по развитию ООО "Коштпроект" Дмитрий Качановский.
- Дмитрий, в чем секрет вашего
успеха?
- Секреты у нас только коммерческие. А что касается успеха... На 10% помогло то, что мы оказались в нужное время в нужном месте, а 90% - ежедневная работа по поддержке и развитию портала. Когда мы с Ильей Трощенковым начинали KOSHT в 1999 году, аналогов этого проекта в Байнете не было, да и интернет-рекламы тоже не было. Может, кто-то кого-то и пиарил по дружбе, но мы первые начали здесь брать деньги за рекламу официально. Так что KOSHT - это первая рекламная площадка Байнета и фактически не нам 10 лет, это 10 лет интернет-рекламе в Беларуси вообще.
- В чем тогда, в 99-м, заключалась ежедневная работа?
- Тогда ежедневная работа - это был пиар и заполнение строчек. Строчки с ценами набирались в "Экселе" вручную. Иногда это делал я, чаще моя жена Лена. А что касается пиара, то наша самая первая рекламная кампания была и одной из самых эффективных. Мы тогда просто взяли лазерный принтер, напечатали несколько тысяч бумажек с надписью www.KOSHT.com и расклеили по городу. За неделю посещаемость ресурса увеличилась вдвое: с 300 до почти 700 человек. По тем временам это было много. Кстати, учитывая стоимость картриджа и количество наличных денег, не могу сказать, что это была наша самая дешевая рекламная кампания.
- А сколько денег нужно было на открытие бизнеса десять лет назад?
- Мы начинали с $5 тыс. В эту сумму входила стоимость подержанного сервера (Pentium Pro 200, ОЗУ 64 Мб, винчестер 4 Гб), пары подержанных компьютеров, лазерного принтера, затраты на Интернет и аренда помещения.
- Как возникла идея создания каталога цен?
- Дело в том, что летом 1999 года компьютер в Минске можно было приобрести двумя способами. Во-первых, лично поехать на радиорынок в Ждановичи или обратиться в ближайшую из "подвальных" контор. Во-вторых, купить газету, "Компьютерные вести", например, и изучить строчные объявления о продаже комплектующих.
При этом с ассортиментом проблем не возникало - его просто не было. Комплектующие делились на два типа: для видеокарт, допустим, это были Riva TNT2 и 3dfx Voodoo3, для процессоров - Pentium III 600 и Celeron 333 от Intel и Athlon 500 c K6 300 от AMD. Что-то в этом духе. Похожим образом обстояли дела и с оперативной памятью, и с винчестерами. А всякая мелочевка типа корпусов, клавиатур, мышки и колонок обычно вообще покупалась типовая "белая".
Таким образом, разобраться с тем, что покупать, было несложно. Проблема в том, чтобы понять "почем покупать". До рынка надо было еще добраться, в конторах клиенту для ознакомления с товарами предлагалась, в лучшем случае, распечатка цен, в газете свежая информация появлялась раз в неделю.
Очевидно, рынку нужен был механизм, который позволял бы оперативно и точно выяснять цены. Затея была довольно рискованной - на тот момент в Байнете насчитывалось около 50 тыс. не самых состоятельных пользователей - в основном, студентов и системных администраторов. Цены на Интернет были атомные. Канал на 18 Кб/с стоил больше $300 в месяц, беспарольный доступ - от 2 рублей за минуту ночью до 15,2 рублей днем в рабочий день. Тем не менее, были и такие, кто мог позволить себе аренду выделенной линии.
- И появился KOSHT.com?
- Сначала должен был появиться KOSHT.by, и в связи с этим был сделан запрос в "Открытый контакт". Однако выяснилось, что "...имя домена должно соответствовать названию организации, от которой подается заявка. Для регистрации домена второго уровня обязательным условием является наличие лицензии Минсвязи на оказание услуг по передаче данных". Поскольку провайдерской лицензии не было, пришлось остановиться на варианте KOSHT.com.
Когда же весной 2000 года возможность зарегистрировать домен с суффиксом "by" была открыта для всех желающих, имя приобрело достаточную известность среди пользователей Байнета, и было принято решение не менять его.
- Как отреагировали рекламодатели на появление рекламной площадки?
- Сдержанно. Сайт открылся 25 сентября 1999 года и представлял собой несколько набранных вручную экселевских таблиц. В момент открытия прайс-листы состояли из 276 предложений от двух компаний, причем в одной из них мы с Ильей еще месяц назад работали. Сейчас, когда у нас уже около 220 тыс. товаров в прайсах, объемы, конечно, не впечатляют. Но на тот момент казалось, что 276 - это тоже много. Потом уже, конечно, начали подтягиваться другие компании: рынок был очень маленький, все друг друга знали, вместе ездили комплектующие покупать и так далее. Поэтому как только кто-то находил выгодный способ продвижения, тут же подтягивались остальные. Впрочем, в этом смысле и сейчас особо ничего не поменялось.
- А что поменялось с приходом кризиса? Какие тенденции можешь отметить в ИТ-рознице?
- Реально все зависит от того, чем торгует вендор. По бытовой технике, как мы помним, продажи скакнули в начале года, многие продавцы, а особенно крупные сети, сделали трехмесячную норму. А потом наступил традиционный февральский спад, на который наложилось насыщение рынка. Ведь человек не будет каждый месяц стиральную машину покупать, верно? Прибавьте сюда падение доходов населения, и будет понятно, почему самая тяжелая ситуация еще месяц назад была по холодильникам и стиральным машинам.
Что касается компьютерной техники - продажи только сейчас начинают потихоньку восстанавливаться, приближаясь к уровню прошлого года. Здесь падение произошло потому, что люди, которые планировали мелкие, но регулярные апгрейды, перестали их делать. Раньше у человека стояла новая видеокарта, потом выходила еще более новая, он продавал старую, добавлял $50 и опять имел самую современную конфигурацию. А теперь этот человек думает, что, мол, старая карточка еще не так плоха и можно подождать с апгрейдом.
Несколько просели продажи ноутбуков. В Беларуси ноут - это не второй компьютер в доме, это бизнес-компьютер. А у бизнеса тяжелые времена, и вместо того, чтобы выкидывать "штуку баксов" на новый ноут, люди предпочитают сохранять оборотники.
Мобильная связь весной держалась примерно на уровне прошлого года. А в крупных сетях продажи даже росли. Отток желающих купить телефон в какой-то мере компенсировался притоком граждан, сэкономивших на ноутбуках.
Печать - не восстановилась после декабря. Продажи не вошли в нормальное русло. Самые крупные бренды считают нормальным 30% спад к концу года.
Фототехника - "легли" продажи зеркалок и аппаратов дороже $300.
Телевизоры - вообще "легли". Вообще не продаются, сейчас осень, так вот многие ломают голову над тем, куда деть завезенный с прошлой осени запас. Примерно такая же ситуация по мониторам. Это связано с тем, что телевизор обычно покупался как второй в дом или чтобы старый на дачу отвезти - сейчас люди на этом экономят.
- Стало ли меньше интернет-магазинов и насколько изменился ассортимент?
- Скажем так, юридических лиц, которые занимаются торговлей, меньше не стало. Но количество магазинов уменьшилось. Связано это с оптимизацией расходов. Раньше человек мог себе позволить иметь пять магазинов и держать по менеджеру в каждом. Теперь четверых менеджеров он уволил и все усилия сосредоточил на одной онлайновой точке. Продуктовые предложения изменились, в зависимости от того, что и как продается. Например, в Беларусь сейчас почти не везут дорогих фотоаппаратов - зачем? Их все равно не купят.
- На твой взгляд, основные проблемы белорусской интернет-коммерции - это...
- На мой взгляд, основные проблемы электронной коммерции лежат на стыках Интернета и реальной деятельности. Большинство электронных магазинов до последнего времени имели проблемы с доставкой товаров, особенно если цена товара невелика. Сейчас кризис, начинают потихоньку работать, уже и отзваниваются быстро, и завозят не поздно. Но все равно еще есть над чем работать. Кроме того, проблемы возникают при необходимости оплатить товар в электронном магазине. Тому есть множество причин, в том числе недоверие граждан к электронным деньгам.
- А "серый" импорт?
- А он всегда будет. Люди контрабандой занимаются тысячи лет. Но при правильной постановке вопроса легальной торговле контрабанда не мешала никогда. "Серый" импорт - это не проблема сама по себе, это отражение специфики рынка. Упростите условия для работы бизнеса в Беларуси, сделайте вменяемыми таможенные пошлины и так далее, и все - нелегальных товаров станет в разы меньше. Или закройте границу вообще и поставьте пулеметы - опять же, "серый" импорт уменьшится.
А по текущей ситуации добавлю, что чем дороже и крупнее товар, тем больше шансов, что он "белый". Да и покупатель становится грамотнее. Если я купил "серую" флэшку за $5, то она, вероятнее всего, скоро сгорит. Но не потому, что "серая", а потому, что стоит копейки. Ну сгорела и сгорела - выкинул. А если я приобрел плазменный телевизор за $3000, то меня уже очень интересует сервис-центр, поддержка и так далее.
- Последний вопрос про логотип. Откуда взялся заяц в качестве символа компании?
- Бешеный заяц? На самом деле все просто. Во время одной из мозговых атак была выстроена цепочка "цена - деньги - капуста - зайцы". Ну а поскольку цены на компьютеры десять лет назад, по нашему мнению, были бешеными, то и символ получился соответствующий: с одним ухом короче другого и глазами навыкате.
- Спасибо за интервью. С юбилеем и дальнейшего процветания!
Всеволод ВОЛКОВ
Горячие темы