Развитие сферы информационных технологий привело к тому, что, помимо разработчиков, пиарщиков и преподавателей того, что на Западе называется Computer Science, появились представители такой профессии, как технический евангелист. Часто их называют просто евангелистами, что немало забавляет далёких от информационных технологий людей и приводит нередко к различным путаницам. Кто такие евангелисты? Давайте попробуем разобраться с этим в нашей традиционной рубрике FAQ.
Во многих компаниях существует штатная должность евангелиста, кто-то, евангелистом по должности не являясь, называет себя так сам. В большинстве случаев евангелистами называют людей, которые должны "проповедовать" среди технических специалистов какой-то программный продукт, платформу или технологию. Александр Ложечкин, руководитель группы евангелистов Microsoft, очень удачно провёл "водораздел" между маркетологами, евангелистами и техническими специалистами: "Кто такой маркетолог? Это тот, кто не знает, о чем говорит, но зато знает, как говорить. Кто такой технический специалист? Это тот, кто не знает, как говорить, зато знает, о чем говорить. Кто такой евангелист? Это тот, кто знает и как говорить, и о чем говорить".
В отличие от маркетологов и пиарщиков, от евангелиста обычно требуется доскональное знание технологий, которые он продвигает, и платформ, которые он "несёт в массы". Роль евангелиста в чём-то схожа с ролью учёного, популяризующего науку: для того, чтобы выглядеть достойно в глазах профессионалов, он должен великолепно разбираться в своей предметной области. А для того, чтобы с технологией или платформой могли знакомиться люди, которые раньше с ней не встречались, плюс для того, чтобы донести свою точку зрения до технических специалистов, евангелист должен уметь отлично излагать свои мысли, желательно и в устном, и в письменном виде. Поскольку в задачи евангелиста входит проведение различного рода презентаций и семинаров, он должен быть ещё немного художником (чтобы делать красивые слайды для презентаций) и шоуменом (чтобы люди, пришедшие на эти мероприятия, не использовали их для своего здорового сна).
Требований много? Да, но работа евангелиста хорошо оплачивается. Впрочем, мало кто из евангелистов работает чисто за деньги - многие из них говорят, что технический евангелизм - это, скорее, не профессия, а призвание. С этим, пожалуй, трудно не согласиться - ведь работа евангелиста в значительной степени состоит из творчества, а в нём, как и в общении с аудиторией, без какого-то "внутреннего двигателя" просто не обойтись.
О том, как стать самому техническим евангелистом, не так давно на страницах "Компьютерных вестей" рассказал евангелист компании Adobe Пётр Вальчижин. По сути, вам требуется на высоком уровне овладеть какой-нибудь технологией и научиться выступать перед аудиторией - и тогда можете считать, что ваше резюме на вакансию технического евангелиста какой-нибудь крупной и известной компании прошло отбор.
Вадим СТАНКЕВИЧ,
[email protected]
Комментарии
Большого спроса на данную профессию в РФ не предвидится. Во-первых, не так много компаний, которые могут себе позволить it-евангелиста, а во-вторых, ещё меньше тех, кто понимает необходимость такого специалиста для развития бренда в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Так же еще пока очень мало потенциальных "евангелистов" необходимого уровня, чтобы "качать" такие бренды. Вот тут я подготовил небольшой материал о сути и истории появления профессии ит-евангелиста.