Резкое снижение стоимости телефонных разговоров во всем цивилизованном мире, вызванное бурным развитием телекоммуникационных технологий, начало проявляться в Беларуси в весьма необычных формах. SIM-карты для мобильных телефонов с бонусами, позволяющими экономить на международных телефонных разговорах из Синеокой, стали предлагаться методами сетевого маркетинга. Автор "КВ" провел собственное разбирательство, пойдя на контакт с частными сетевиками, объявляющими себя телекоммуникационной структурой.
В части организационной схемы таких новоявленных коммерсантов в сфере телекоммуникационных услуг ничего нового для тех, кто представляет себе структуру сетевого маркетинга. Некая международная фирма, зарегистрированная в Азии, имеющая офисы в странах с непритязательным отношением к любого рода бизнесу, через белорусских партнеров выстраивает пирамиду по сбыту чудо-SIM-карт путем индивидуального привлечения покупателей и распространителей. Никакой классической рекламы, никаких продаж через магазины и торговые точки и практически никакого взаимодействия с юридическими лицами и безналичными расчетами. Условная дилерская иерархия выстраивается по принципу, кто больше продал и привлек в структуру новых распространителей. Заинтересовавшихся граждан собирают на презентацию по написанным от руки приглашениям в арендуемый актовый зал, где под музыкальные сопроводительные вставки и хлопанье в ладоши представляют возможности дешевых телефонных звонков за рубеж и предлагают тут же выложить наличные деньги за покупку SIM'ки с условным числом единиц времени телефонных переговоров. Речь о суммах порядка от десяти до ста долларов. Что интересно, просто так купить SIM-карту с авансовым балансом человек не может, нужно обязательно стать членом в системе распространения указанных продуктов. Правда, здесь следует сделать оговорку, что в Интернете встречается и множество других предложений, не связанных столь странными условиями, но речь сейчас как раз о том опыте, который был получен лично при непосредственном общении с конкретной структурой из сферы сетевого маркетинга. Тем не менее, многих студентов, пенсионеров и безработных как раз и привлекает декларируемая "фирмачами" возможность создать свой собственный бизнес в телекоммуникационной индустрии с минимальными вложениями. Для более-менее устойчивого функционирования такой коммерческой структуры необходимо порядка пятидесяти активных членов. Кроме того, тем или иным образом официально зарегистрированные в Беларуси компании все-таки привлекаются к сотрудничеству хотя бы для того, чтобы заплатить за аренду актового зала. Во главе такого местного коммерческого сообщества стоят довольно грамотные люди. Среди них, как правило, искушенный в делах сетевого маркетинга юрист, готовый доказывать легитимность ведущейся деятельности в пространстве белорусского законодательства, а также опытный специалист по электросвязи, с ходу отвечающий на все вопросы по аспектам телекоммуникационных тонкостей предлагаемых услуг.
Автор "КВ" разобрался в технической стороне дела, позволяющей подобным бизнес-структурам вести продажи дешевых услуг международных телефонных переговоров в нашей стране. В основе недорогих тарифов лежит использование IP-телефонии, а проще говоря, телефонных переговоров через Интернет.
Сейчас в мировом масштабе переход на IP-телефонию только в начале своего пути, но в ближайшее время ожидается десятикратное увеличение использования IP-технологий в телефонной связи во многих странах. Как раз в такой переходный период бизнесу очень удобно зарабатывать на дешевизне так называемой VoIP-связи, в сравнении со стоимостью телефонных переговоров телекоммуникационных операторов, использующих менее современные технологии.
В Беларуси, правда, предоставление населению нелицензионных услуг IP-телефонии для извлечения прибыли не разрешено. Однако, участники сообщества сетевого маркетинга как раз это правило не нарушают. Продаваемая ими предоплаченная карточка для мобильного телефона представляет собой SIM-карту одного из зарубежных телекоммуникационных операторов, находящегося в роуминге с белорусской компанией сотовой связи. Чаще всего это прибалтийский мобильный оператор. На стороне этого заграничного оператора некой дружественной транснациональной корпорацией, которая и способствует развитию описанных бизнесов продаж SIM-карт по всему миру, установлен IP-шлюз - устройство, конвертирующее приходящий телефонный сигнал GSM в VoIP-сеть, опутавшую весь земной шар. В отличие от Беларуси, во многих зарубежных странах любая телекоммуникационная компания может на договорных условиях устанавливать такие IP-шлюзы у операторов мобильной связи. Транснациональные корпорации, участвующие в бизнесе на базе IP-телефонии, так и делают по всему миру, где только возможно, создавая собственную сеть с низкой себестоимостью международной связи.
Теперь о том, как это функционирует в нашей стране, позволяя зарабатывать ТНК на VoIP, не выходя за рамки белорусских законов. Житель Беларуси, установив купленную SIM-карту, делает звонок на строго определенный номер того зарубежного оператора, который предоставляет роуминг. Такой звонок из Беларуси остается без ответа, чтобы не тратились деньги абонента, а система сама перезванивает из-за рубежа обратно, предоставляя выход на операторский IP-шлюз для дальнейшего соединения с нужной страной. Получив обратный звонок и, соответственно, доступ к международной связи через VoIP, белорусский абонент набирает с сотового телефона нужный ему зарубежный телефонный номер.
Из данного алгоритма оказания услуг становится ясным механизм работы бизнеса. За роуминговый звонок из Прибалтики в Беларусь платит ТНК по договоренности с прибалтийским мобильным оператором, а житель Беларуси оплачивает пользование каналом от прибалтийского IP-шлюза до вызываемого зарубежного абонента из доступных к соединению стран. Понятно, что для ТНК выгоднее, чтобы абонент звонил как можно чаще и дольше в наиболее географически удаленные страны и области. ТНК так и поступает, формируя соответствующим образом тарифы на телефонные переговоры с разными странами. То же самое выгодно и белорусскому пользователю, так как тарифы на звонки в Украину от альтернативного неофициального оператора вряд ли могут быть существенно более выгодными, нежели расценки, предлагаемые РУП "Белтелеком". Впрочем, нынешняя ситуация с мировым телекоммуникационным бизнесом полна самых различных нюансов. В одних странах IP-технологии развиты очень хорошо, в других - наоборот; где-то законодательство лояльно к предоставлению компаниями услуг IP-телефонии, а где-то существуют препоны и запреты. В результате может оказаться, что в США позвонить по рассматриваемой системе услуг дешевле, нежели в Молдову.
Понятно, что предлагать услуги альтернативной международной связи по описанной выше, вроде бы явно не нарушающей законы бизнес-схеме может лишь достаточно серьезная ТНК, способная инвестировать в размещение IP-шлюзов у проводных и мобильных операторов по всему миру. Чем больше собственных мощных шлюзов, тем, в теории, должен быть рентабельней бизнес такой корпорации. Что касается сбытовой системы по продаже SIM-карт и привлечению абонентов, то здесь можно много средств и не вкладывать. Сетевой маркетинг, дающий возможность любому добровольцу иллюзию собственного бизнеса с минимальными вложениями, всегда найдет желающих в обход официальной рознице находить клиентов, желающих сэкономить на международных переговорах.
Самым большим минусом для потребителей является то, что дистрибьюторы чудо-SIM-карт не дают никаких гарантий качества услуг связи, как и вообще работоспособности SIM'ок. В результате, если связь перестанет работать на первых же минутах или при расходе только половины внесенных на баланс денег, абонент не сможет предъявить кому-либо претензий. Чаще всего, официальные договоры на услуги в сетевом маркетинге не заключаются или оформляются в виде, когда суды их и за договоры не признают.
Однако самым главным недостатком телекоммуникационного сетевого маркетинга в Беларуси является его невыгодность, если сравнить с тарифами на услуги телефонных звонков через такие интернет-системы, как Skype. Учитывая, что тот же Skype или подобный сервис легко устанавливается на последние модели мобильных телефонов, у чудо-SIM-карт остается все меньше конкурентных преимуществ. Единственное, что может показаться привлекательным в предложениях сетевого маркетинга для непродвинутого интернет-пользователя, это простота денежных расчетов в сравнении с кажущимися трудностями внесения денег на баланс Skype и ему подобных сервисов в Беларуси. Но здесь достаточно проконсультироваться у знакомых, чтобы найти подходящие варианты, как подобные проблемы исчезают сами собой.
Николай БЕРКЛИ,
www.resurs.by
Комментарии
При скорости передачи в сеть ~ 2 - 3 kbps ?
Скайп работает даже если у вас диалап. (1-5 kbps).
Кстати, качество звука по скайпу довольно сильно зависит от ... качества микрофона - если микрофон "дрянь", то повышение скорости не так будет влиять на качество разговора(слишимости), как ... замена микрофона.