Новости сообщества GNU/Linux

Интерфейсы, интерфейсы...


KDE 4.3 - от инноваций к стабильности

Основным событием за прошлую неделю в мире свободного софта можно назвать выход новой версии гламурного графического пользовательского интерфейса KDE 4. Быстро пролетели полгода с момента предыдущего выпуска, и вот сообщество разработчиков и пользователей этого проекта представили версию 4.3 с кодовым названием Caizen (kde.ru/content/vypushchena-versiya-kde-430-"Caizen").

Стабильность и инновации - главный девиз KDE. Если акцент в предыдущих версиях этого рабочего окружения делался на инновациях, то текущий Caizen посвящен, в первую очередь, стабильности. Поэтому теперь можно уверенно сказать, что KDE 4.3 является завершением мучительного периода экспериментов и концептуальных поисков и началом нового периода обычного повседневного использования для дома и офиса.

По словам самих разработчиков, объём работ в Caizen был проделан немалый. Было исправлено более 10 тыс. ошибок и реализовано более 2 тыс. пожеланий от пользователей. Всего было сделано 63 тыс. коммитов от 700 участников, а количество изменений в KDE SVN совсем недавно перевалило за миллион, что послужило поводом для небольшого праздника.

Из основных достижений новой версии, - кроме того, что убрали Кокса с поста мейнтейнера TTY кривым кодом в kdesu, - можно отметить новую тему для гламурных кис с говорящим названием Air, а также прочие красивости нового движка для обоев. Также гламурные кисы должны оценить элементы интеграции с социальными сервисами. То есть можно ожидать интеграцию KDE, например, c "В контакте" и "Одноклассниками".

Конечно же, на форумах в очередной раз не обошлось без обсуждения популярности в народе KDE и конкурирующего пользовательского интерфейса GNOME. Тон дискуссии на эту тему задал Фрэнк Карлитчек - один из разработчиков KDE. Он оформил на сайте OpensSUSE запрос на то, чтобы сделать оболочку KDE в дистрибутиве OpenSUSE основной (blog.karlitschek.de/2009/07/lets-make-kde-default-in-opensuse.html).

Ведь, согласно опросам, пользователей KDE среди "зюзеводов" около 70%. К тому же изначально, ещё до приобретения этого SUSE компанией Novell, этот дистрибутив был KDE-центричным. Вполне вероятно, что под давлением общественности OpenSUSE вернётся к своим изначальным истокам.


Иконоборцы

В сообществе создателей и любителей интерфейса GNOME тоже не сидят без дела. Если про KDE можно сказать, что этот проект успешно пережил реформу, то "гномоводам" ещё предстоит пережить мучительный процесс перехода с текущей второй ветки на новую, третью. Изменения должны коснуться и внешнего вида этого рабочего стола.

Пока KDE становится всё гламурнее, разработчики пользовательского интерфейса GNOME решили идти другим путём и избавляться от чрезмерной красоты в пользу простоты и аскетизма. Создатели проекта постановили в грядущем релизе уменьшить количество иконок в некоторых элементах интерфейса (www.andreasn.se/blog/?p=103).

Больше слов, меньше графики - так можно сформулировать текущий девиз GNOME. По мнению разработчиков, засилье пиктограмм оказывает негативный эффект на пользователя при работе, занимает место на экране и тормозит интерфейс. В общем, пора здесь наводить порядок.

Поэтому в течение ближайшего полугода было решено значительно сократить количество графических значков на квадратный дюйм монитора. Под сокращение попали, за исключением иконок приложений, файлов и устройств, пиктограммы в пунктах меню и на кнопках в диалоговых окнах. По мнению разработчиков, это сделает интерфейс более привлекательным и понятным.

Конечно же, такое урезание иконок будет только для дефолтных настроек. По желанию пользователи смогут включить пиктограммы повсюду, что важно, например, для людей с ослабленным зрением.


"Риббон" для OpenOffice

Заняты развитием пользовательского интерфейса свободного офисного редактора OpenOffice.org и разработчики из Sun. Для этого даже был организован специальный проект Renaissance, где довольно активно предлагались и обсуждались улучшения пользовательского интерфейса от сторонних дизайнеров. В частности, для Impress энтузиастами были представлены достаточно интересные прототипы будущего интерфейса OOo, многие из которых вызвали одобрение сообщества.

И вот пришло время подводить итоги. Разработчики Sun, рассмотрев предложенные варианты, увы, решили всё-таки не рисковать и реализовать ribbon-интерфейс, известный по Microsoft Office 2007. В компании, видимо, практично сочли, что простой представитель офисного планктона ещё одной революции не переживёт. Ведь многие пользователи до сих пор напуганы лентой инструментов MS Office 2007, чтобы им ещё предлагать другие, не менее революционные варианты интерфейса (blogs.sun.com/GullFOSS/entry/prototyping_a_new_ui_july).

А жаль. Многие надеялись, что Sun не пойдёт по стопам Microsoft и создаст собственный оригинальный интерфейс. К тому же такое решение даст очередной повод недругам свободных программ попыхтеть на форумах о том, что, мол, вот опять разработчики open source все идеи у "Майкрософт" воруют. В свете этих разочарований некоторые на форумах с горя выразили намерение потихоньку изучать LaTeX.

Для остальных же, кого заинтересовал новый интерфейс OO, уже готов черновой прототип, который можно скачать и опробовать, если в системе установлена Java. Судя по всему, интерфейс представляет собой попытку всем угодить, так как совмещает в себе старое меню с новой лентой инструментов.


От Mac к Linux

Компьютер - это не только графические интерфейсы, но и интерфейс звуковой. Существует стойкое предубеждение, что работать со звуком в "Линукс" совершенно невозможно, и настоящие маэстро обходят свободные звуковые системы стороной. Всегда, когда на форумах заходит разговор на тему аудио, обязательно в теме появится какой-нибудь "великий звукорежиссёр", который всем расскажет, как у него под "Линукс" со звуком ничего не получилось, всё тормозило, глючило и взрывалось. Но рано или поздно предубеждения придётся менять.

Мастер музыки Ким Каскон (Kim Cascone) нашёл, что недорогой ноутбук Dell Studio 15 за $600 с предустановленной операционной системой Ubuntu в плане работы со звуком во время гастрольных поездок вполне заменяет PowerBook от Apple. Звуковой интерфейс Jack, спектральный анализатор Baudline и аудиоредакторы JAMin, Ardour и Audacity обеспечили вполне подходящее качество работы со звуком для Кима. Естественно, немаловажным фактором для музыканта стала финансовая экономия при переходе с PowerBook (createdigitalmusic.com/2009/08/04/linux-music-workflow-switching-from-mac-os-x-to-ubuntu-with-kim-cascone).

Пару слов о самом музыканте. Это не какой-нибудь попсовый музыкант-балалаечник. Ким Каскон хорошо известен любителям современного авангарда. За 30 с лишним лет он поработал с культовым режиссёром Дэвидом Линчем в фильме Twin Peaks, создал два собственных лейбла, выпускал сольные проекты, успешно занимался чистой звукорежиссурой.

Проще говоря, не всегда правы те, кто не может освоить "Линукс" как музыкальный инструмент. Ведь даже если человек не может освоить балалайку, это не всегда проблема балалайки.

Михаил АСТАПЧИК

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

31 за 2009 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!