Как бездарно потратить на IT полмиллиарда

Несколько лет подряд в России пытались создать т.н. Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) для учета всего производимого, продаваемого и потребляемого в стране алкоголя. В конце концов система была признана неэффективной. 26 мая Дмитрий Медведев заявил, что созданная система "не работает", и фактически свернул самый масштабный и самый провальный IT-проект в истории России.

В ходе реформы алкогольного рынка в России ЕГАИС планировалось внедрять на всех предприятиях, выпускающих спиртосодержащую продукцию. На каждом таком заводе планировалось установить электронные датчики, регистрирующие объем выпущенного спирта или водки и направляющие эту информацию на сервер Федеральной налоговой службы (ФНС). Также на бутылках с крепкими напитками должны были клеиться специальные акцизные марки со штрих-кодом - с его помощью можно было бы проверить, легально ли выпущен напиток.

Внедрение ЕГАИС предполагало, что на каждом из этапов движения алкогольной продукции - от завода до магазина - все участники рынка будут самостоятельно заносить информацию о ней в единую базу данных. Эти самые участники рынка также были вынуждены покупать оборудование и ПО для ЕГАИС, платить за обслуживание системы и техподдержку на местах.

В результате алкогольные компании изрядно потратились на приобретение ПО - в ряде случаев затраты производителя доходили до $100 тыс. По оценке отраслевого агентства ЦИФРРА, всего на разработку и внедрение системы отрасль потратила не менее $500 млн. Что неудивительно, если учесть редкостную чехарду с версиями, часто плохо совместимыми одна с другой.

Разработчиком ЕГАИС стало ФГУП НТЦ "Атлас", подконтрольное Федеральной службе безопасности (ФСБ). Всего над проектом трудились более 500 программистов и менеджеров. Однако разработчики не имели полноценного технического задания. А правительством на тот момент не были подготовлены необходимые документы и постановления, контролирующие разработку и внедрение ЕГАИС.

Внедряли ЕГАИС в 2006 году в два этапа. С 1 января заводам-изготовителям пришлось перейти на новые акцизные марки, а с 1 июля все производители, импортеры и оптовые торговцы алкогольными напитками должны были заносить всю информацию об обороте своей продукции в ЕГАИС, работая по системе электронных накладных. Тогда же, в июле, стало понятно: серверы налоговой службы попросту не в состоянии справиться со столь большим объемом данных. Выявились и другие перекосы, явно связанные с плохим менеджментом у разработчиков ПО.

В итоге летом 2006-го ЕГАИС спровоцировала настоящий кризис: спиртное со старыми акцизными марками было изъято из магазинов, а поступление новых марок задерживалось. Алкоголь практически исчез из магазинов. Потери отрасли от простоя были оценены в $2,5 млрд.

После этой истории ФГУП НТЦ "Атлас" был отстранен от дальнейшей разработки системы. В ноябре 2007 года разработка ЕГАИС была передана ФГУП Главный научно-исследовательский вычислительный центр (ГНИВЦ), подконтрольному налоговой службе. На доработку системы было выделено 420 млн рублей. Новую версию системы планировалось запустить к концу того же года. Не получилось.

Перипетии ЕГАИС длились до начала 2009 года. Система как бы существовала, но нормально не работала - постоянно возникали проблемы с базами данных, с обработкой этих данных, с телекоммуникациями, и т.д., и т.п. Побороть теневой рынок спиртного не получилось - в России нелегальная водка по-прежнему занимает половину рынка.

Точку в перипетиях ЕГАИС волевым решением поставил президент Дмитрий Медведев. На очередном совещании он заявил: "Я с самого начала считал, что из этой затеи ничего не выйдет. К сожалению, так оно и произошло. Мы, может быть, и не сильно навредили, но мы создали систему, которая не работает. И это повод призадуматься".

Вскоре появился и правительственный документ, резюмирующий провал проекта. Вот цитата из него: "К причинам сложившейся ситуации относится неготовность технических средств и программного обеспечения ЕГАИС. Это до сих пор не позволяет получить в ходе работы ЕГАИС информацию об объемах поставленной и отпущенной в розничную сеть алкогольной продукции. ЕГАИС на данный момент не позволяет осуществлять мониторинг рынка".

Конечно, можно было бы предположить, что проект ЕГАИС потерпел неудачу просто потому, что для учета всего потребляемого в России спиртного нынешнего развития IT-технологий попросту недостаточно. Но, как мне кажется, дело в другом - в том, что за реализацию масштабного IT-проекта государство взялось самостоятельно. У чиновников есть такое понятие, как "освоение бюджета". То есть они не работающую систему делали, а "бюджет осваивали". Возможно, если бы заказ получила частная IT-компания, дела пошли бы по-другому. Жаль, этого мы уже не узнаем.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

31 за 2009 год

Рубрика: 

С миру по байту
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
"Если бы поручили частной компании..." - ха, три раза, EPAM'у же ее и передали в конечном итоге. http://www.lenta.ru/news/2007/09/14/software/
Аватар пользователя Инкогнито
Угу, только ЕПАМ понял, что зубы на этом проекте обломает и быстренько от него отказался. Сам. А потом проект вообще прикрыли. Помню-помню я эту историю.
Аватар пользователя Матвей
В нашей "Электронной Беларуси" есть тоже общегосударственная автоматизированная информационная система со стоимостью больше млрд. Но бел. рублей...Поинтересуйтесь Виктор, как там и что с ней?)
Аватар пользователя Енкохнета
Частные компании вполне в состоянии контролировать свой оборот алкоголя с помощью ИТ - например, та же "Хортиця". Поинтересуйтесь как-нибудь их системой, очень интересная.
Аватар пользователя Sens
2 Матвей (ИТ):

Расскажите попдробней, очень интересно :)

А я бы предложил обратить внимание на затраты по реализации проектов для Администрации ПРБ.

http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20501387

Особенно впечатляют: Проект № 35 и Проект № 99.

Вроде УДП структура далеко небедная, могли бы и за свои $$$ "модернизировать локальную вычислительную сеть и Интернет-узел Администрации Президента Республики Беларусь"

Аватар пользователя Логик
Суть в мотивации. имхо.

Если НИКОМУ или хоть НЕСКОЛЬКИМ НАВЕРХУ не выгодно(!) внедрении нового ПО(системы) - кто бы ни разрабатывал - все равно будет провал. - Касается ли это учета на производстве, в торговле и прочем...

Или, короче - в "теплой и мутной тине" многие отлично живут и не желают НИКАКИХ перемен!

Аватар пользователя Логик
"НЕ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН" (С) - типа Ф. Фукуяма.