Такси на орбиту

14 июля 2009 года ракета Falcon-1, построенная частной компанией SpaceX, стартовала с космодрома на Маршалловых островах. Примерно в 6.44 утра по минскому времени разгонный блок ракеты успешно вывел на заданную орбиту малайзийский спутник RazakSAT. Это был первый в истории космонавтики полностью частный космический запуск.


Первая частная ракета

Строго говоря, это уже второй успешный полет Falcon-1 в космос. Первый был тестовым - в августе 2008-го аналогичная ракета вывела на орбиту массогабаритный макет спутника. А еще раньше были три неудачных запуска подряд.

Какого-то технологического ноу-хау в Falcon-1 нет - это самая обычная ракета, причем не особо мощная. Ее длина - порядка 20 метров, масса - 28 тонн, тяга при старте - 347 килоньютонов. Сравните со стандартной российской ракетой-носителем среднего класса "Союз У": у нее длина 51 метр, масса - 313 тонн и тяга почти в тысячу килоньютонов.

Первоначально запуск Falcon-1 был назначен на 21 апреля нынешнего года. Но дело в том, что, как известно, разгонный блок ракеты с полезным грузом (т.е. спутником) закрыт специальным аэродинамическим и защитным обтекателем, и некоторые инженеры SpaceX боялись, что неплотно прилегающий к спутнику обтекатель может во время старта спровоцировать вибрацию, губительную и для спутника, и для ракеты.

Однако многократное компьютерное моделирование всех этапов запуска убедило скептиков в том, что старт пройдет удачно. Так и вышло. Полезным грузом ракеты, кстати, стал малайзийский спутник RazakSAT - он предназначен для проведения съемок поверхности Земли.


Лишить монополии

За всю более чем 50-летнюю историю освоения космоса полеты за пределы земной атмосферы оставались привилегией государственных структур. СССР, США, Китай, Франция, Япония, Иран и Израиль запускали собственные космические ракеты и гордились своей научно-технической мощью.

Конечно, понятие "коммерческого космоса" существовало и раньше. Вокруг нашей планеты летает множество коммерческих спутников, да и космический турист уже не один на орбите побывал... Но монополия на ракетные запуски до сих пор находилась в руках государства. Американская компания SpaceX (Space Exploration Technologies), отправив на орбиту работающий спутник, эту монополию разрушила.

"Частный космос" зарождается буквально на наших глазах. Полет Falcon-1 - это только начало. В мире уже зарегистрированы десятки компаний, разрабатывающих собственные космические программы, причем не меньше десятка таких фирм лелеют и собственные "ракетные" амбиции. Кто-то делает ставку на традиционный вертикальный запуск (как SpaceX), а кто-то планирует использовать для пусков специальные высотные самолеты-носители.

На сегодняшний день, с коммерческой точки зрения, наиболее выгодной является доставка грузов на орбиту. В первую очередь, речь идет об обслуживании множества уже существующих спутниковых систем - нужно помнить, что средний срок службы, скажем, спутника связи - 7-12 лет.

Но спутники - это только одна из задач. Еще до первого успешного запуска собственной ракеты компания SpaceX выиграла тендер по доставке грузов на Международную космическую станцию. Дело в том, что в 2010 году будет свернута программа полетов шаттлов, а новый американский космический грузовик будет готов только к 2015 году. Пять лет возить американских астронавтов в космос будет Российское космическое агентство.

Но с грузами для МКС все сложнее. NASA отказалось приобретать российские грузовые "Прогрессы". Для доставки на американский сегмент полезных грузов было решено привлечь частные компании - соответствующий тендер прошел в декабре 2008-го. В результате контракт суммой $3,5 млрд достался компаниям SpaceX и OSC (Orbital Sciences Corporation).

Однако околоземной орбитой амбиции космических предпринимателей не ограничиваются. Яркий тому пример - конкурс Google Lunar X Prize, в котором зарегистрировано уже 19 участников. Напомню, что его победителем станет частная компания, которая первой отправит на Луну собственный луноход.


Подробности о первопроходце

SpaceX уже стала самой успешной компанией, специализирующейся на освоении космоса. Falcon-1 - самая легкая ракета в "ассортименте" SpaceX. Намного более тяжелый вариант - ракета-носитель для космических грузовиков Falcon-9 Heavy. Ее длина - около 55 м, масса - порядка 900 тонн, а стартовая тяга - 15 меганьютонов. Первый полет этой ракеты запланирован на 2010 год.

Кроме ракет, компания SpaceX работает над созданием собственного космического корабля Dragon. У аппарата уже есть несколько модификаций, в одной из которых он может использоваться для доставки на орбиту экипажа из семи человек. Однако сейчас более востребован Dragon в другой конфигурации - космической лаборатории. Модификация DragonLab может оставаться на орбите до двух лет, проводя различные эксперименты в автоматическом режиме. После завершения миссии основная часть орбитальной лаборатории может вернуться на Землю как обычный посадочный модуль.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

28 за 2009 год

Рубрика: 

С миру по байту
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!