Название в
оригинале: Westworld Жанр: фантастика, боевик, триллер, вестерн Cтрана: США Режиссёр: Майкл Крайтон В ролях: Юл Бриннер, Ричард Бенджамин, Джеймс Бролин Премьера: 21 ноября 1973 г. Продолжительность: 88 минут |
Говорят, всё новое - это хорошо забытое старое. Когда жители Советского Союза с замирающим сердцем впервые просматривали первого "Терминатора", им и в голову не могло прийти, что для заокеанского зрителя такое зрелище не в новинку. Ведь нечто подобное там уже видели - в фильме "Мир Дикого Запада".
Эта достаточно необычная кинолента впервые вышла на широкие экраны в далёком 1973 г. Автором её сценария и режиссёром был известный уже тогда писатель-фантаст Майкл Крайтон, умевший мастерски облекать в красивую форму достаточно глубокие и волнующие темы. Фильм "Мир дикого Запада" посвящён проблеме взаимоотношений между людьми и роботами, а также между наукой и коммерцией.
Сюжет разворачивается в недалёком будущем, в огромном парке развлечений, в котором были созданы все условия для отдыха богатой публики. Вниманию туристов представлены три экзотических аттракциона: кусочек Древнего Рима, средневековый замок и небольшой ковбойский городок, воссозданные максимально аутентично и населённые роботами. За скромную плату в $1.000 в день туристы могут с головой окунуться в понравившуюся им эпоху. Причём с роботами можно делать всё что угодно: стрелять в них, протыкать мечами и даже заниматься с ними любовью. Но сами они не могут сделать людям ничего плохого, ибо запрограммированы лишь на то, чтобы доставлять людям удовольствие.
И главные герои всю первую часть фильма только и делают, что пьют, дебоширят и расстреливают местных роботов из револьверов, изображая из себя ковбоев. А устроители аттракциона задумчиво чешут головы, пытаясь найти причину ошибок в поведении разумной техники. Но бизнес всё же стоит на первом месте, и решение проблемы постоянно откладывается на потом. Заканчивается всё это безобразие, ясное дело, бунтом машин и кровопролитной погоней робота-ковбоя за одним из туристов.
Мотив робота-убийцы, которого практически невозможно остановить, позднее стал одним из основных в "Терминаторе" Джеймса Кэмерона. И это не просто совпадение. Параллелей между "Терминатором" и "Миром Дикого Запада" более чем достаточно. На рекламном плакате фильма изображён робот с ободранной левой частью лица и жутковатым механическим глазом. Точно так же был загримирован и Арнольд Шварценеггер в нескольких эпизодах своей звёздной роли. В обоих фильмах роботы "сгорают", объятые пламенем. И там, и здесь нам несколько раз демонстрируют "вид из глаз" мятежного робота. Кстати, эти кадры из "Мира Дикого Запада" - практически первые в кино компьютерные спецэффекты! Для них была разработана специальная программа оцифровки и обработки изображений, причём создание 10-секундного эпизода потребовало 8 часов машинного времени.
Фильм не блещет первостатейной игрой актёров, да и спецэффекты в нём, разумеется, не вырываются за пределы возможностей 70-х. Единственный запоминающийся в нём персонаж - тот самый восставший робот, которого сыграл Юл Бриннер, известный у нас, в первую очередь, по роли Криса Адамса в фильме "Великолепная семёрка". Кстати, здесь он намеренно сделан похожим на Криса Адамса и носит тот же костюм.
"Терминатор" Джеймса Кэмерона снят более мастерски и захватывающе (за что мы его, собственно, и ценим), но у "Мира Дикого Запада" есть собственный шарм и очарование. В 70-х годах фантастику снимали совсем по-другому. Он определённо понравится любителям "твёрдой" НФ, где во главу угла ставится не глянцевая мишура навороченных спецэфектов, а интересная идея. Пусть даже представления людей того времени о роботах кажутся сегодня несколько наивными.
Олег ГАЛКИН
Горячие темы