"Get the facts"
Android. Развитие
На прошедшей неделе сообществом наиболее бурно обсуждался факт извинений президента ASUS перед одним из начальников "Майкрософт" на выставке Computex Taipei. А извинялся президент ASUS за показ нового нетбука Eee PC на базе ARM-процессора и операционной системы Google Android, прототип которого и был показан на выставке широкой публике (www.groklaw.net/article.php?story=20090619161307529).
"Майкрософт" понять можно. Ей только таких "гуглобуков" сейчас и не хватает для полного счастья. С обычными нетбуками на базе Intel Atom еле-еле удалось справиться. А тут появилась новая напасть - устройства на базе ARM с операционной системой "Андроид". Есть причина понервничать. Видимо, в ASUS решили пожалеть и не нервировать редмондского гиганта и, извинившись, снять эту модель с производства от греха подальше.
А "Андроид" тем временем продолжает развиваться и постепенно обрастает тем, что называется "фишки". Хотя ещё полгода назад Стив Балмер предрекал, что "Андроид" совершенствоваться будет очень и очень медленно.
Вот несколько фактов на тему развития мобильной операционной системы от Google.
Для платформы "Андроид" уже реализована поддержка разработки программ на языках Си и Си++. Программистам стал доступен Android Native Development Kit, при помощи которого разработчики смогут реализовывать приложения с использованием кода на C и C++. Эта возможность позволит решать специфические задачи, требующие интенсивных вычислений.
Также для Android появилась поддержка Adobe Flash. Особо замечательно то, что это будет не упрощённый FlashLite, а самый настоящий Flash Player 10. Грядущий "гуглофон" HTC Hero как раз и будет первым смартфоном с полнофункциональным Flash.
В свою очередь, сам тайваньский производитель смартфонов HTC также дополнит свой будущий Hero собственными наработками. Главной фишкой станет новый графический интерфейс Sense с полной поддержкой сенсорных функций. И ещё новый смартфон инженеры HTC дополнили функциональностью, значительно расширяющей возможности для коммуникаций, электронной почты и социальных сетей.
Для большинства белорусских линуксоидов "гуглофон" - это пока ещё как журавль в небе. Тем, кто пока не обзавёлся каким-нибудь "гуглоаппаратом", тоже есть возможность поближе познакомиться с "Андроидом". Стартовал проект, который представляет собой порт "Андроида" на архитектуру x86. То есть уже скоро владельцы какого-нибудь Asus Eee 700 смогут установить эту операционную систему на свой нетбук с типовым процессором Intel (code.google.com/p/live-android).
Palm Pre
Тихо и незаметно для отечественных линуксоидов произошёл выпуск едва ли не самого ожидаемого гаджета нынешнего года смартфона Palm Pre. Оно и понятно, продажи смартфона Palm Pre происходят исключительно в США и для "тутэйшых" пока интерес могут иметь разве что некоторые факты начавшихся продаж.
Продажи начались 6 июня, и в день начала торговли было продано около 50 тыс. коммуникаторов. За двадцать дней было продано около 150 тыс. экземпляров.
Что касается программных приложений из онлайн-магазина Palm App, то на момент написания этой статьи оттуда загружено уже более миллиона копий программ. И это при том, что количество самих приложений в Palm App на данный момент составляет меньше полусотни. А на начало продаж программ в онлан-магазине вообще было всего 18.
Напомню, Palm Pre - это смартфон с операционной системой WebOS на базе ядра Linux. В устройстве имеется мультитач-экран и клавиатура. Также Palm Pre имеет новационную беспроводную систему зарядки. Специалисты считают Palm Pre реальным конкурентом популярного в Штатах смартфона BlackBerry.
Надёжность Red Hat
На форумах часто можно услышать утверждение о том, что СПО как "модель бизнеса" не надёжна, на неё нельзя полагаться и она не гарантирует оплату за выполненную работу. Во-первых, СПО - это всё-таки не модель бизнеса, а один из аспектов гражданского права. Во-вторых, существующие немногочисленные компании, осуществляющие свой бизнес на основе внедрения СПО, как раз таки демонстрируют эту самую финансовую надёжность, даже в условиях экономического кризиса.
Факт остаётся фактом, корпорация Red Hat демонстрирует устойчивый рост финансовых показателей даже сейчас, в этот нестабильный период для мировой экономики. Об этом свидетельствует отчёт корпорации за прошедший квартал текущего финансового года (investors.redhat.com/releasedetail.cfm?ReleaseID=391817).
Доход компании за квартал составил $174,4 млн. Это на 11% выше результата за первый квартал прошлого финансового года. Увеличение доходов достигнуто, в основном, за счёт роста продаж подписок на программное обеспечение. Также компания осуществляет ряд дополнительных платных услуг и сервисов, доход от которых в этом квартале остался практически на том же уровне, что и прошлогодний. Чистая прибыль Red Hat увеличилась на 7% и $18,5 млн против прошлогодних $17,3 млн.
Соответственно, после публикации этих данных стоимость ценных бумаг Red Hat на Нью-Йоркской фондовой бирже поднялась на 2,5% - до $20,13. Такой вот получается "get the fact".
Цена репутации
Повторение - мать ученья. Ещё одна новость на тему плагиата и юридических основ лицензии GPL.
Atari, известная компания-производитель компьютерных игр, попала в довольно щекотливое положение, когда выяснилось, что несколько её игр для игровой консоли Nintendo Wii используют код свободного эмулятора ScummVM. Этот эмулятор представляет собой набор движков для запуска скриптов на языке SCUMM, что разработала Lucas Art для своих квестов.
Использование чужого кода было определено благодаря графическим артефактам, свойственным некоторым ошибкам ScummVM. Дальнейшие исследования бинарных файлов игр только подтвердило факт плагиата. Естественно, сами авторы ScummVM нигде в этих играх упомянуты не были, не говоря уже про открытые исходники, что обязывает предоставить лицензия GPL.
Как оказалось, фактически сами игры разрабатывала украинская фирма "Mistic Soft", которая незаметно и позаимствовала код ScummVM. Тем самым Atari оказалась перед довольно трудным выбором: или раскрыть исходники игр и нарушить лицензию Nintendo, или же получить репутацию плагиатора. В Atari решили проблему тем, что прекратили поставку этих игр и обязались уничтожить оставшиеся копии. Также со стороны компании были покрыты всё юридические расходы, связанные с урегулированием конфликтного вопроса (sev-notes.blogspot.com/2009/06/gpl-scummvm-and-violations.html).
Таким образом, имеем ещё один пример, когда недобросовестное использование свободного ПО со стороны исполнителя чуть было не стоило для другой уважаемой компании потери доброго имени в глазах всей прогрессивной общественности. Лицензия GPL освобождает от заморочек с копирайтом, но плагиаторство здесь совсем не приветствуется.
Поэтому считаю необходимым ещё раз напомнить, что GPL не сводится к банальной "бесплатности". Такое вульгарное понимание программистами свободного ПО может привести к тому, что у их заказчиков может серьёзно пострадать репутация. А, как известно, репутация стоит очень дорого.
Михаил АСТАПЧИК
Горячие темы