Десять месяцев мир живёт под прессом экономического кризиса. За это время аналитики и экономисты выдвинули и перемололи уже множество версий происходящего, начиная от скрытых пороков Бреттон-Вудской финансовой системы и заканчивая теорией общего краха индустриальной модели производства. Рискну выдвинуть свою скромную теорию - теорию несоответствия. Говоря просто, жители т.н. "развитых стран" просто не заработали тот уровень жизни, который был им доступен в последние два-три десятка лет.
В докризисные годы люди активно покупали квартиры и автомобили, строили дома и ездили по миру. Две машины в семье - не особо большая редкость уже и в Минске. Я уже не говорю про бытовую/компьютерную технику, одежду и всё прочее. Неужели все эти люди производили материальные блага в объёме, хотя бы эквивалентном своему потреблению? Лично мне почему-то кажется, что нет. Когда успешный финансовый брокер покупает трёхэтажный коттедж в престижном районе Москвы, возникает вполне логичный вопрос: а что такого материально-ценного он создал? Ах, удачно сыграл на падении евро...
Возьмём две гипотетические (относительно) ситуации из мира IT. Первая. Программист Иванов написал изрядную часть кода компьютерной игры Doom 4. Игра вышла и покорила ПК сотен миллионов геймеров - труд Иванова оказался очень востребован и хорошо вознаграждён. Иванов купил себе дачу в Пуховичах и реактивный BusinessJet, чтобы летать на эту дачу из своего нового офиса в Лондоне. Но поспособствовал ли Иванов созданию материальных благ, эквивалентных сумме его вознаграждения? Однозначно нет. Компьютерная игра не создаёт материальных ценностей, скорее, наоборот - она отвлекает людей от создания этих ценностей. И общечеловеческому процессу познания игра не способствует. Вот телескоп "Хаббл" тоже не создаёт материальных ценностей, но он даёт человечеству бесценные знания об устройстве Вселенной. А игра?
Вторая ситуация. Программист Петров написал изрядную часть кода инженерной программы, которая оказалась намного совершеннее и удобнее знаменитого AutoCAD. Программа тут же была взята на вооружение десятками тысяч инженеров-конструкторов во всём мире, которые используют её для создания материальных ценностей. Петров заработал $5000, головную боль и бессонницу.
А теперь ответьте на вопрос: соответствуют ли полученные Ивановым и Петровым вознаграждения их вкладу в развитие мировой экономики? Ответили? Больше не спрашивайте "Откуда кризис?".
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии
Страницы
Вот скажем в ресторан вы ходите? Кино смотрите? Нематериальное производство уже не одну тысяу лет пожалуй присутствует
Думается проблема как раз в противоположном - упал спрос не на виртуальное (там как раз всё в порядке - бизнес развлечений замечательно живёт - это значит, что он нужен людям). А вот спрос на материально упал очень сильно - вам нужен новый автомобиль раз в несколько лет? А люди покупали.
Есть замечательная статья в ЖЖ (искать по слову Копроэкономика) о том что производство всё большего количества всё менее качественных(долговечных) товаров не могло не упереться в фазовый переход.
На мой взгляд, текущий кризис - это и есть первые следствия этого перехода.
Если верить Фукуяме, нас ждёт пищевая биомасса в неограниченных количествах, хорошая пища для немногих, развитая техника, большая часть населения вынужденно бездействует (поэтому жрёт биомассу), а меньшая занята творчеством (цифровые технологии уже позволяют почти всё), в сфере обслуживания, в сфере производства.
Учёных я тут отнёс к творчеству.
Короче люди начали сталкиваться с ситуацией когда их труд не нужен, просто масштабы уж очень велики.
Игры - точно такие же произведения искусства как книги, живопись, музыка...
Борьба с играми напоминает сжигание книг, честно.
Заменить в Вашем (ну не только Вашем) опусе "игры" "книгами" (по закону об авторском праве текст программы как раз приравнен к литературе) и марш, марш...
"Книга не создаёт материальных ценностей, скорее, наоборот - она отвлекает людей от создания этих ценностей."
или так:
"Кино не создаёт материальных ценностей, скорее, наоборот - она отвлекает людей от создания этих ценностей."
или так:
"Музыка не создаёт материальных ценностей, скорее, наоборот - она отвлекает людей от создания этих ценностей."
Хайль ДЕМИДОВ!
Можно вспомнить - "Что наша жизнь - игра".
Ну создаст некий Сидоров Эксковатор, который за раз будет яму рыть в метров 100 глубиной и 100 метров в диаметре. И бойдет сей экскаватор Землю рыть - а зачем?
Можно вспомнить, что некие вещи полезные в быту и производстве, появились как игрушки вначале.
Археологи нашли все же колесо в Америке доколумбовой. Но это колесо выполняло роль детали в ... детской игрушке. - Не хватило вот им кого-то, чтобы придуманное кем-то колесо для развлечение приспособить под перевозку грузов...
Короче - все начинается с игр, проходит через игры (типа взрослые играют в взрослые игры большими своими игрушками (типа танк, параход, веротолет, автомобиль)) - и завершается ... игрой.
И доступно, и разносторонне, и с юморком... Знакомые экономисты долго смеялись, но говорили, что на 99% согласны.
Типичное заблуждение. Никаких материальных ценностей программисты НЕ создают. Вот когда программы начнут напрямую удовлетворять насущные потребности -- тогда другое дело!
Вы забываете, что есть такие устройства (материальные ценности), которые без программного обеспечения будут просто грудой металла (станки, современные авто и пр.). Почти во всех сферах жизни программисты насоздавали такого, что очень ускорили и упростили создание материальных ценностей. То есть я хочу сказать, что "все профессии нужны, все профессии важны".
Просто и учёный, и инженер (программист), и колхозник затрачивают примерно одинаковое количество сил энергии и нервов на свою работу, а зарабатывают все ... Тут можно долго рассуждать. Например политики и финансисты создают какие-нибудь ценности? Лично я сомневаюсь.
Короче это надолго. Умолкаю.
Страницы