Киномания. Скромное обаяние Спасителя

Оригинальное название: Terminator Salvation
Cтрана: Германия, США, Великобритания
Режиссёр: МакДжи
В ролях: Кристиан Бэйл, Сэм Уортингтон
Жанр: фантастика, боевик, триллер
Бюджет: $200 млн
Премьера: 14 мая 2009 г.
Продолжительность: 115 минут

На фоне своих предшественников "Терминатор: Да придёт Спаситель" смотрится несколько необычно, и даже сложно сказать, пошло это ему на пользу или нет. На смену атмосфере погони пришла атмосфера постапокалиптического будущего, в котором ведётся отчаянная война между людьми и безжалостными машинами. И это правильно, ибо старая сюжетная схема с догоняющим киборгом-убийцей и убегающими от него жертвами уже давно набила всем оскомину. Но реализация идеи подкачала, должно быть, сказалась неопытность режиссёра МакДжи в создании картин подобного размаха.

Самая хромая часть фильма - его сценарий. Вместо широкомасштабных военных действий в центре внимания оказывается история бывшего преступника Маркуса Райта, которого почему-то безудержно тянет на базу Скайнета. В принципе, стержневая идея достаточно любопытна, хоть и смотрится вторично на фоне "Робокопа". И молодой австралийский актёр Сэм Уортингтон, сыгравший Маркуса Райта, выложился на все сто, стараясь передать бурю переживаний, выпавших на долю его героя. Но его образу не хватает проработанности. Откуда у него столь явно выраженные суицидальные наклонности? Что им движет? В "Судном Дне" Кэмерон специально вставил в сюжет сны Сары Коннор, чтобы обьяснить мотивацию её поступков. Тут же хватило бы парочки флэшбэков, которых просто нет.

Ещё одна беда сюжета - его предсказуемость и заштампованность. Если в первой части фильма это ещё не так ярко выражено, то финальное проникновение на базу Скайнета вызывает стойкие ассоциации с квестом Фродо к жерлу Ородруина буквально на каждом шагу. А образы персонажей картонны и легко укладываются в привычные схемы: "тупой злодей, рассказывающий о своём плане непонятно зачем" и "тупой генерал, которого хлебом не корми, дай по противнику ракетой шарахнуть".

Кстати, о персонажах, точнее, об актёрах. Радуют, по большому счёту, лишь упомянутый Сэм Уортингтон и Антон Ельчин, сыгравший молодого Кайла Риза. Остальные особо не впечатляют, а вот Кристиан Бэйл (он же Джон Коннор) раздражает не на шутку. Чем чаще он появляется в кадре, тем чаще возникает желание его оттуда прогнать. Куда подевался харизматичный паренёк из "Судного Дня", любивший вплетать в свою речь испанские словечки? Что это за ходячая икона, раздувшаяся от собственной крутости и важности? Такое ощущение, будто единственное, что Бэйл усвоил из образа Джона Коннора, так это то, насколько он обалденно важный и незаменимый член Сопротивления. С таким же успехом на роль Джона Коннора могли бы пригласить Дольфа Лундгрена или Гошу Куценко - сэкономили бы заодно денег.

Но закончим разбор "жалких людишек" и перейдём к роботам, которыми серия "Терминатор" всегда традиционно славится. Нашему вниманию представлен достаточно широкий ассортимент шагающих, летающих и даже плавающих механизмов. Тут вам и гидророботы, и мототерминаторы, и андроиды T-600, и огромные, размером с пятиэтажный дом махины, и даже легендарный T-800 в образе Арнольда Шварценеггера. Интересно, что при их создании старались работать в максимально реалистичном стиле, по минимуму прибегая к компьютерному моделированию. Спецэфекты базируются, в основном, на аниматронике, механических моделях и накладном гриме. Смотрятся они очень здорово, но... как-то их мало очень.

Широкомасштабной войны с яростными столкновениями враждующих армий "Терминатор: Да придёт Спаситель" не демонстрирует. Так, локальные стычки, в которых со стороны Скайнета участвует один, в лучшем случае, два-три бойца. С одной стороны, это как бы диктует сюжет. Но "кадровый голод" чувствуется даже на базе Скайнета, который, похоже, патрулируют лишь один-два солдата. Нет ощущения масштабности происходящего. Возможно, именно это и стало причиной столь скромного старта четвёртого "Терминатора" в прокате. Нынче в моде большие человекоподобные роботы, нарисованные на компьютере (пусть и в количестве двух штук), а не жалкая горстка механических киборгов в стиле восьмидесятых. Вот если бы нам показали масштабные битвы а-ля "стенка на стенку"...

Здесь я, пожалуй, выключу режим привередливого критика. Джеймс Кэмерон задал в "Терминаторе" и "Судном Дне" столь высокую планку качества, что ожидать от продолжателей его дела столь же крышесносящих фильмов несколько наивно. И тем более глупо ожидать шедевра от МакДжи, наиболее известной работой которого был гламурный боевик "Ангелы Чарли". Его "Терминатор: Да придёт Спаситель" - просто хороший летний попкорн-блокбастер с кучей экшен-сцен и достаточно неплохо переданной атмосферой постапокалипсиса. Здесь люди даже на краю гибели остаются людьми и продолжают грызться между собой. У него киборги не сверкают глянцем, словно игрушечные трансформеры - они грязные, пыльные и предельно реалистичные. А экшен-сцены хороши, пусть ничего новаторского в них и нет. В общем, если идти на него просто как на "боевик с роботами", можно получить массу положительных эмоций. А за инновациями и мегазрелищностью - милости просим на другой сеанс. С большими многополигональными человекоподобными роботами.

Олег ГАЛКИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

22 за 2009 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
кино - полный фуфел!
Аватар пользователя Инкогнито
согласен. утерян дух первых двух "терминаторов". третий - такое же фуфло!