GeForce GTS 250

Новый вариант всё той же видеокарты

Никак не получается у Nvidia дать достойный ответ AMD/ATI. Наверное, не ожидали специалисты компании, что конкурент сможет выпустить что-то, способное показать достойные результаты. Как оказалось, видеокарты Radeon серии HD 4000 способны на многое - например, полностью спутать карты Nvidia. Обладая не только невысокой себестоимостью изначально, но и значительным резервом для её снижения, эти видеокарты смогли соперничать не только с GeForce 8800 (на что рассчитывала Nvidia), но и с GeForce серии GTX 200.


GeForce GTS 250

Из сложившейся ситуации очевидны два выхода. Первый - дотянуть параметры моделей на базе чипа G92 (GeForce 8800) до уровня Radeon HD 4000. Идя этим путём, Nvidia выпустила "новую" серию видеокарт GeForce 9800, в которой попыталась улучшить производительность и функциональность за счёт, в общем-то, программных технологий. Мы получили более высокие частоты, поддержку Tri-SLI, технологий CUDA и PhysX. Помогло ли это? Не очень. Пришлось использовать второй выход - снизить стоимость видеокарт серии GeForce GTX 200 до уровня Radeon HD 4000. Это весьма болезненная мера, поскольку данные видеокарты имеют высокий уровень технической сложности, а следовательно, высокую себестоимость, снизить которую удалось не сразу, лишь за счёт перехода на технологию 55 нм, позволяющую удешевить производство графических контроллеров GT200.

Серия новых видеокарт GeForce, увидевшая свет в начале нынешнего года, состоит во многом из тех же моделей, отличающихся от предшественников применением более дешёвого варианта графического чипа (GT200b), увеличенными тактовыми частотами и упрощённым дизайном. На сегодня мы имеем:

  • GeForce GTX 295 - реальная новинка, первая двухпроцессорная видеокарта на базе GT200;
  • GeForce GTX 285 - обновлённый GeForce GTX 280, с "полной" версией чипа GT200 (240 потоковых процессоров) и шиной памяти 512 бит;
  • GeForce GTX 275 - гибрид GTX 260 и GTX 280: от первой взят упрощённый дизайн с шиной памяти 448 бит, от второй - "полный" (не урезанный) чип GT200;
  • "новый" GeForce GTX 260 - включены 216 потоковых процессоров, шина памяти осталась 448-битной;
  • GeForce GTS 250 - долгожданная младшая видеокарта в серии, которая должна составить достойную конкуренцию видеокартам Radeon HD 4870/4850.

Все новые модели благодаря изначально низким ценам получились весьма интересными. За исключением, наверное, последней. Вместо того чтобы предложить урезанный вариант GeForce GTX 260, Nvidia пошла на крайне непопулярный шаг - включила в обновлённую линейку видеокарту предыдущего поколения.

Конечно, такое "пополнение" линейки неправомерно и сбивает покупателей с толку. Хорошо ещё, что Nvidia отказалась от первоначальных планов по выпуску целой серии 200-х и 100-х GeForce на базе старых видеокарт, ограничившись только одним GeForce GTS 250.

Под этим названием скрывается хорошо известная модель GeForce 8800 GTS, которая переименовывалась уже много раз, не меняя от этого своих ключевых параметров:

  • графический процессор Nvidia G92 (GT100) с 128 потоковыми процессорами, 64 текстурными блоками и 16 блоками ROP;
  • 256-битная шина памяти, поддержка памяти GDDR3 объёмом до 2 Гб;
  • совместимость с PCI Express 2.0;
  • поддержка интерфейсов HDTV-out, VGA, DVI, HDMI (при наличии внешнего источника аудиосигнала);
  • встроенный кодер/декодер видео высокой чёткости с поддержкой кодеков H.264, VC-1, MPEG-1/2/4 и др.

Справедливости ради отметим, что GeForce GTS 250 всё же отличается от многочисленных прошлых реинкарнаций, пусть и в технологическом плане. При частоте графического процессора G92, достигшей отметки 738 МГц (1836 МГц для блока шейдеров), энергопотребление видеокарты не превышает 150 Вт, для её работы достаточно обычного блока питания 450 Вт с одним 6-штырьковым разъёмом питания. Печатная плата стала меньше, требования к системе охлаждения были снижены, благодаря чему видеокарта сильно уменьшилась в размерах. Ну и, конечно, цена, которая с самого начала не превышала отметку $200, а в самое ближайшее время должна снизиться до уровня Radeon HD 4850.

Nvidia рекомендует производителям выпускать модели GeForce GTS 250 с объёмом памяти 512 Мб и 1024 Мб. Первый вариант мы категорически не рекомендуем: при небольшой разнице в цене получается существенное падение скорости в "тяжёлых" режимах (высокое разрешение, анти-альясинг и пр.), и это уже в нынешних играх. Второй вариант, конечно, предпочтительнее.


Inno3D GeForce GTS 250

Компания Innovision, специализируясь на видеокартах с графическими процессорами Nvidia, не могла обойти стороной "новинку". Однако вместо того, чтобы целиком скопировать эталонную видеокарту и получить тем самым рядовой продукт, разработчики компании решили применить эффективный кулер новой конструкции, использующий принцип "Direct Heat-pipe Touch". Данный кулер уже применялся на видеокартах Inno3D и, видимо, хорошо себя зарекомендовал.

Кулер, получивший название Freezer DHT, целиком выполнен из алюминия. Его конструкция, на первый взгляд, банальна: в прорези плоского основания вставлены длинные пластинчатые рёбра Т-образной формы, а в центре расположен небольшой вентилятор. Сверху сборка рёбер накрыта алюминиевой крышкой, которая, вероятно, не позволяет воздуху, отражаясь от печатной платы, выходить через рёбра обратно. Изюминка кулера заключается в наличии двух медных тепловых трубок, которые контактируют с графическим ядром напрямую благодаря сплющенным торцам, вставленным в прорези основания кулера. Изгибаясь, трубки входят в концы рёбер и отдают им излишки тепла, помогая энергии распределяться по кулеру в обратном направлении - не от центра к краям, а наоборот.

Идея прямого контакта тепловых трубок с источником нагрева определённо заслуживает внимания. Но почему трубки другим концом выходят в зоны радиатора, не только не обдуваемые вентилятором, но и закрытые крышкой? Может быть, секрет в особой форме рёбер, с волнообразной кромкой в месте контакта с крышкой? Как бы то ни было, выглядит кулер Freezer DHT довольно странно: неужели такой маленький вентилятор справится с обдувом такого громоздкого радиатора?

В остальном видеокарта Inno3D не отличается от большинства аналогов. У неё референсный дизайн печатной платы, обычный набор портов вывода (2 х DVI, 1 x TV-out), два разъёма SLI (для конфигурации из трёх видеокарт), один 6-контактный вход питания. Тактовые частоты увеличены, по сравнению с рекомендованными Nvidia, незначительно - всего на 3%. Объём локальной видеопамяти стандарта GDDR3, работающей на рекомендованной частоте 1130 (2260) МГц, составляет 512 или 1024 Мб, в зависимости от модификации.

Видеокарта комплектуется набором переходников для ТВ-выхода (композитный и компонентный), переходниками для выходов VGA и HDMI, переходником питания, небольшой инструкцией и компакт-дисками - с драйверами и игрой Warmonger. Отметим наличие шнурка для аудиовхода, который позволяет реализовать "полный" HDMI, с видео и аудио. Получается, что производитель видит в числе потенциальных покупателей GeForce GTS 250 не только геймеров, но и любителей качественного видео на большом экране.


Тестирование

Оценку производительности видеокарты GeForce GTS 250 следует проводить с оглядкой на её основных конкурентов. А это, во-первых, Radeon HD 4850 - видеокарта AMD/ATI из той же ценовой категории. Конечно, правильнее было бы привести данные по варианту этой видеокарты с 1 Гб видеопамяти, но таковых у нас на тесте не было. Поэтому придётся довольствоваться данными стандартной (в плане тактовых частот) видеокарты с 512 Мб памяти, самой доступной по цене и распространённой.

Второй конкурент - это GeForce 9800 GT. Эта модель доступнее по цене, широко распространена на рынке, выпускается в разных вариантах. Мы приводим данные самого производительного из 9800 GT - видеокарты Gigabyte с заводским разгоном и памятью объёмом 1 Гб. По цене она немногим дешевле GeForce GTS 250, хотя по всем параметрам ей проигрывает.

Название GeForce GTS 250 Radeon HD 4850 512 MB GeForce 9800 GT 1 GB
Производитель Innovision Gigabyte Gigabyte
Модель N250-1DDD-D3DYX GV-R485ZL-512H GV-N98TOC-1GH
3D-ускоритель G92b 128sp RV770 G92 112sp
- транзисторов 754 млн. 956 млн. 754 млн.
- техпроцесс 55 нм 55 нм 65 нм
- базовая частота 760 МГц 625 МГц 700 МГц (+17%)
- частота шейд. процессоров 1836 МГц 1715 МГц (+14%)
- кол-во шейд. процессоров 128 (8 x 16) 160 (10 x 16) / 800 112 (7 x 16)
- кол-во TMU 64 40 56
- кол-во ROP 16 16 16
Память GDDR3 GDDR3 GDDR3
- объём 1024 Мб 512 Мб 1024 Мб
- частота 1120 (2260) МГц 990 (1980) Мб 900 (1800) МГц
- шина 256 бит 256 бит 256 бит
Охлаждение активное активное активное
Интерфейс PCI Express 2.0 x16 PCI Express 2.0 x16 PCI Express 2.0 x16
Выходы
- DVI 2 2 2
- VGA (D-Sub) - - -
- TV-out 1 1 1
- TV-in - - -
- HDMI - - -
- DisplayPort - - -
Цена (Минск, апрель'09) $180-200 $160-170 $160-170

Тестирование выполнялось на стенде следующей конфигурации:

  • процессор Core 2 Duo E8300 2.83 ГГц;
  • 2 Гб памяти Apacer DDR3;
  • материнская плата Gigabyte EP35C-DS3R (Intel P35);
  • блок питания FSP Everest 1010 1 кВт.

Игры запускались в среде Windows Vista SP1, версия драйверов - 182.50 (для Radeon использовались драйверы Catalyst 8.12). Разрешение было выбрано одно - 1680х1050, а настройки драйверов менялись по двум шаблонам - минимальное качество (анти-альясинг и анизотропная фильтрация отключены) и улучшенное качество (анти-альясинг 4х, в том числе для прозрачных текстур, анизотропия 16х, оптимизации отключены). Все выбранные игры (кроме Call of Duty 4) поддерживают DirectX 10, но в тестовых целях было проведено измерение FPS c поддержкой только DirectX 9.

К сожалению, видеокарта GeForce GTS 250 не смогла показать существенного преимущества перед Radeon HD 4850. В некоторых случаях видеокарта с процессором Nvidia показывает более высокие результаты (иногда разница превышает 10%), но так бывает не всегда, чаще наблюдается паритет. Однозначную оценку можно дать лишь GeForce 9800 GT - она тут явно не конкурент, недаром цены на эту модель продолжают снижаться.

Что касается температурного режима работы видеокарты, то он весьма благоприятен в режиме 2D (в том числе по причине снижения частоты GPU до 300 МГц при простое), когда графический чип нагревается до 35-36 градусов. Однако под нагрузкой температура быстро увеличивается и достигает (на нашем тестовом стенде) 70 градусов. Это далеко не критическое значение, но и не то, к которому следует стремиться. При этом видеокарта создаёт чёткий шумовой фон, пусть и равномерный, умеренный по интенсивности. Как мы и предполагали, мощности имеющегося вентилятора недостаточно для полноценного обдува радиатора, разработчикам нужно это учесть при создании последующих моделей видеокарт.


Выводы

В результате обновления технологии производства видеокарта GeForce 9800 GTX+, получившая новое название GeForce GTS 250, улучшила свои потребительские характеристики. Чуть выше стала производительность, чуть меньше - энергопотребление, сократились габариты и требования по питанию. Но главное - стоимость снизилась до уровня $150-170, благодаря чему у видеокарты Radeon HD 4850 появился достойный конкурент.

Что касается разработки компании Innovision, то это копия эталонного варианта Nvidia, но с кулером оригинальной конструкции. Эффективность Freezer DHT сравнительно высока, габариты невелики, но присутствует небольшой шум при работе. Этот факт следует учитывать при покупке видеокарты.

Макс КУРМАЗ,
max@gigamark.com
Проект
www.GIGAMARK.com

Благодарим компанию СЗАО "АСБИС" за предоставленную видеокарту Inno3D

Благодарим компанию "МИПС" за предоставленные компоненты тестового стенда

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

22 за 2009 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!