Киномания. Экзистенция (eXistenZ)

Парадоксы компьютерного сознания

Ровно десять лет назад на экраны вышел один из самых значимых кинофильмов жанра "киберпанк" - картина Дэвида Кроненберга "Экзистенция". И хотя истинные поклонники киберпанка в полной мере отдали ей должное, "Экзистенция" стала культовой только в их кругу, не превратившись в настоящее Явление массовой культуры.

Причин тому несколько. Во-первых, тогда же вышла намного более зрелищная "Матрица", щедро насыщенная удачными спецэффектами и философией в стиле fast-food. В итоге "Матрицу" буквально растащили на цитаты и анекдоты, а фильм Кроненберга оказался слишком сложным для массового "попкорнового" зрителя. Во-вторых, "Экзистенция" - это интеллектуальное кино, поднимающее по-настоящему серьёзные философские и этические проблемы. Сюжет фильма - как сжатая пружина, но она так и не разжимается - нет ни массовых погонь/перестрелок, ни супергероев со сверхспособностями, ни сносимых при неудачном развороте небоскрёбов. Несмотря на блестящий актёрский состав, судьба таких фильмов - демонстрироваться по телевизору глубокой ночью, в рубрике "Кино не для всех".

Действие фильма начинается с того, что разработчица компьютерных игр Аллегра Геллер (Дженнифер Джейсон Ли) вместе с группой тестеров в какой-то фантасмагорической церкви проводит презентацию своей новой приставки виртуальной реальности - "Экзистенции". К этой органической (!) игровой консоли игроки подключаются через специальный биопорт в районе поясницы.

Но в самом начале презентации на Аллегру нападает террорист, вооружённый странным органическим оружием, стреляющим зубами, - оно не обнаруживается детекторами службы безопасности. Оказывается, некие террористы считают Аллегру посланницей сил зла. Борцы против бесчеловечных игр стремятся убить создательницу новых биосистем, помещающих человека в вымышленную виртуальную реальность и уводящих, быть может, навсегда, из реального мира.

В страхе перед другими убийцами и чтобы понять, кто стоит за покушением, Аллегра убегает в гиперреальность своей же игры. Убегает не одна, а со стажёром-маркетологом Тэдом Пикулем (Джуд Лоу), который становится её телохранителем. Однако компьютер Аллегры, содержавший единственную копию "Экзистенции", был повреждён при попытке убийства. Теперь, чтобы вернуться в реальный мир, Аллегра и Тэд должны пройти все уровни игры. Но скоро они перестают понимать, являются ли их действия собственными или это влияние игры; находятся ли они в игре или в реальном мире.

В фильме Кроненберга виртуальный мир имеет сугубо реальную подоплёку, что только усиливает воздействие на зрителя. Мы не видим ни супертехники, ни футуристических пейзажей, ни крутых боевых сцен. Такой фильм более труден для восприятия, но и более значим.

При этом биологические компьютеры в "эКзисТеНции" биоморфны - они выглядят как живые органы. На большинство зрителей самое сильное впечатление производят биоджойстики - живые организмы с внутренностями, которые можно оперировать хирургическими методами. На их фоне двухголовый зелёный дракончик в роли домашнего любимца кажется уже чем-то милым и трогательным.

P.S.: Не надейтесь, что, посмотрев фильм, вы поймёте, где заканчивается виртуальный мир и начинается реальность. Да и существует ли она вообще, эта реальность?

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

09 за 2009 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!