Рыночная борьба за покупателя не всегда проходит по правилам свободной конкуренции, которые сводятся к тому, что компании стремятся выпустить более качественный и доступный по цене продукт. Но иногда бывают ситуации, когда за дело берутся адвокаты.
Видимо, именно такая ситуация сложилась у корпорации Intel, раз она обратилась в суд для того, чтобы официально запретить NVIDIA выпускать новые чипсеты с поддержкой её процессоров. По мнению Intel, действующие кросс-лицензионные соглашения между ней и NVIDIA, заключённые около четырёх лет назад, не распространяются на процессоры со встроенным контроллером памяти, к каковым, в частности, относятся новые модели серии Core i7. А значит, NVIDIA должна запросить получение новой лицензии на шину процессоров Intel либо прекратить разработку продуктов, совместимых с Core i7 и другими процессорами на базе архитектуры Nehalem.
Данный случай у корпорации Intel далеко не первый. Дело в том, что не только процессоры архитектуры x86 являются основным источником её дохода, но и наборы системной логики для них. На этот лакомый кусочек всегда претендуют и сторонние компании, но Intel предпочитает их контролировать, выдавая лицензии на интерфейс подключения к процессору - системную шину. В случае, если собственным чипсетам Intel что-то угрожает, данная лицензия обычно используется как средство "холодного душа" для амбициозного конкурента. Новые процессоры с иной системной шиной Intel выпускает регулярно, и создаётся впечатление, что перед очередным событием такого рода проводится своего рода ревизия конкурентов с выдачей или придержанием новых лицензий. По большому счёту, Intel имеет право поступать таким образом, защищая свой бизнес. Другое дело, идёт ли это на пользу рынку и покупателям.
Вспомним судебные разбирательства по оспариванию права на выпуск чипсета в отношении компании VIA Technologies. Они закончились тем, что VIA больше года пыталась придумать легальную схему по продаже плат на базе новых чипсетов и даже организовала нечто вроде дочерней фирмы - поскольку партнёры из числа производителей плат не решились продавать свои продукты, опасаясь судебного преследования. Из этого ничего не вышло, и в итоге VIA запатентовала "свою" шину V4, по сути являющуюся небольшой доработкой шины AGTL+ FSB корпорации Intel, и переключилась на поставки платформ на базе процессоров собственной разработки. Intel не стала преследовать (хотя было за что) бывшего конкурента, поскольку дело было сделано. И если на момент начала упомянутого разбирательства VIA стремительно набирала долю рынка чипсетов, серьёзно превосходя в этом отношении саму Intel, то сегодня, судя по некоторым слухам, VIA подумывает об окончательном закрытии данного направления деятельности.
Та же участь постигла и второго крупного производителя чипсетов, компанию SIS, но уже не с "помощью" Intel. В своё время и она попадала под "лицензионный фильтр", но после небольшой задержки лицензия всё же была получена. Тем не менее, продукты SIS практически исчезли с рынка, в том числе и потому, что Intel заняла ту нишу, которая традиционно принадлежала SIS - нишу дешёвых интегрированных решений.
На сегодня чипсеты для процессоров Intel из сторонних компаний предлагает только NVIDIA. Причём раньше компания занималась лишь нишевыми решениями, нацеленными на оверклокеров и энтузиастов. Естественно, ни о какой конкуренции с Intel речи и не было, основной чипсетный бизнес NVIDIA был сосредоточен в области решений для платформы AMD. Однако с 2007 года на рынок стали поступать недорогие чипсеты NVIDIA для процессоров Intel, как дискретные, так и интегрированные. Последние представляют повышенную опасность для продуктов самой Intel, поскольку богатый опыт NVIDIA в области 3D-графики позволяет ей создавать очень эффективные интегрированные ядра, что Intel пока не под силу.
Кроме того, NVIDIA замахнулась и на сверхпопулярный процессор Atom. Новая платформа Ion может принести 3D-графику и HD-видео на нетбуки с процессором Intel. Достаточно посмотреть хотя бы парочку форумов, чтобы понять, как ждут пользователи этот ещё не существующий продукт. Однако Intel, очевидно, хочет их разочаровать. Уже было первое заявление о том, что чипсеты NVIDIA никогда не получат сертификат совместимости с процессором Atom. И потом, нетбуки сейчас продаются активно, производителям нужны стабильные поставки компонентов для их выпуска. Понятно, что ссориться с Intel никто не решится.
Чем NVIDIA может ответить Intel? Только задержкой лицензии на технологию SLI. Без неё Intel не имеет права заявлять о поддержке мульти-картовых конфигураций из видеокарт NVIDIA. А значит, её партнёры, выпускающие материнские платы, потеряют весомый пункт в спецификациях, а заодно и ключевой момент в рекламировании новых продуктов, весьма недешёвых, а потому приносящих хорошую прибыль. Однако NVIDIA уже выдала такую лицензию, в том числе и на материнские платы самой Intel. Да и, честно говоря, от придерживания лицензий NVIDIA сама пострадает больше, поскольку у неё сейчас имеются серьёзные проблемы с обновлением модельного ряда, с продажами видеокарт, с прибылью и т.д. Чем больше плат поддерживают SLI, тем больше спрос на видеокарты GeForce.
Как бы то ни было, договориться по-хорошему две компании не смогли. NVIDIA настаивает, что старая лицензия распространяется и на новые процессоры с шинами DMI и QPI, поэтому новые продукты на рынок будут выпущены в срок. Intel могла бы закрыть на это глаза, но сейчас особая ситуация: готовится очередная попытка её выхода на рынок 3D-графики. Процессор Larrabee позволит эффективно выполнять сложные вычислительные алгоритмы, в том числе те, что используются в 3D-графике. А значит, потенциально он способен заменить видеокарту, как минимум, встроенную. И чтобы выпуск принципиально нового продукта прошёл как можно более гладко, нужно подстраховаться.
Макс КУРМАЗ
Горячие темы