Горячая линия по технологиям с Кристофером


Звук

По звуку поток писем постоянен, несмотря на то, что в "КВ" эта рубрика уже перестала носить периодичный характер публикаций. Что же волнует читателей сейчас? В основном, это вопросы, касающиеся инструментария для создания аранжировок. В частности, Вячеслав пишет: "...Native Instruments Massive и reFX Vanguard, о которых Вы писали ранее, уж очень альтернативные по звучанию, есть ли что-нибудь полегче?", Константин из Бреста напоминает: "В одном из материалов Вы хотели расширить тему создания ритм-секции".

Итак, попробуем по порядку. Massive, Vanguard - это одни из лучших представителей современного синтезаторостроения. Они ориентированы на использование музыкантами, то есть, имеют уже большое количество готовых к использованию промышленных пресетов, малое количество настроек и всё в них работает по принципу: "включил и используй". Синтезируемые инструменты в пресетах подобраны специальным образом так, чтобы соответствовать современности. Их, или схожее им, звучание можно встретить практически везде, даже включив наши FM-станции. Если вы не улавливаете схожести, то рекомендуем обратиться к сэмлерам, где количество инструментов значительно расширено. У того же разработчика reFX есть многофункциональный Nexus с библиотеками наиболее часто используемых звуков в современной индустрии, а у Native Instruments есть Kontakt (усечённый пользовательский вариант - Kompakt), а в нём библиотеки расширены.

Синтез отличается от сэмплинга улучшенным качеством, поэтому он дороже стоит и ценится выше. Например, делая техно-аранжировку на базе бас-линии "перкашн органа", вы начнёте искать наиболее подходящий инструмент. Их выпускается много, но чаще всего вам порекомендуют Native Instruments B4 Organ (программная эмуляция Hammond B3). Это синтезатор. А в банках для сэмплеров вы найдёте множество схожего, но звучание и тембральная плотность могут оказаться другими. Конечно, это всё нужно выслушивать отдельно и всех огульно нельзя под одну гребёнку... Но в современных аранжировках приветствуется минимализм. Поэтому большое внимание уделяется не только тому, как добиться максимальной музыкальной (мелодической) отдачи всего от нескольких партий, но и тому, как получить максимально плотное и яркое звучание каждого инструмента в отдельности. Синтезаторы в этом выигрывают. Конечно, если вы возьмёте звук от Massive или Vanguard, не обработаете его, вставите в аранжировку, где есть множество других партий, то и получите альтернативу. То есть, подход Вячеслава очень часто можно встретить среди начинающих музыкантов/аражировщиков, его можно объяснить фразой: "У меня есть Gibson Les Paul, но он не звучит как...".

Насчёт письма по ритм-секции... мы эту тему развили, описывая создание "ремесленных" аранжировок на базе Mackie Tracktion, в качестве ударных в этой связке был предложен Toontrack ezDrummer, бас - reFX Vanguard, "клавиши" - по усмотрению, можно и reFX Nexus.


Видео

Фрагмент письма от читателя aL: "Хочу произвести оцифровку своей видеотеки (VHS), что для этого нужно? У меня очень много хороших фильмов, а найти их на DVD проблематично, да и лишние деньги это, ведь фильмов более 150. Слышал (или вычитал у вас), что достаточно приобрести ТВ-тюнер, так ли это? ЭТОГО хватит? Не будет ли проблем с цветностью, как это бывает на разных видиках? Как улучшить качество?".

Да, в ТВ-тюнерах предусмотрена возможность оцифровки аналоговых видеосигналов, причём это заложено в самом принципе работы этих устройств. То есть, помимо обычного ТВ с антенны, они в большинстве случаев могут принимать несколько стандартов видео, для чего предусмотрена и своя коммутация. В вашем варианте всё совсем просто. Главное - приобрести подходящий ТВ-тюнер и научиться владеть сопутствующим ПО.

Аналого-цифровые преобразования и последующее кодирование могут происходить как на аппаратном уровне, так и на программном. Это не очень принципиально, хотя аппаратное кодирование считается более быстрым и качественным. В последнее время склонились к программному варианту, особенно в моделях бюджетного диапазона. Львиная доля возможностей ТВ-тюнера возложена на плечи ПО, которое привязано конкретно к каждой модели. То есть, там вы производите основные настройки преобразований, в том числе указываете формат сжатия либо формат файлов, разрешение экрана, стандарт (PAL/NTSC) и т.п. Что касается цветности в VHS-видеомагнитофонах, то основная проблема там была в рамках перехода PAL/SECAM.

Кстати, очень многие ТВ-тюнеры фактически не поддерживают SECAM, поэтому на уровне ПО над ними предусмотрена надстройка. Перед приобретением ТВ-тюнера этот момент нужно уточнить: в спецификации должна быть указана поддержка SECAM. Это вам нужно будет, прежде всего, для просмотра обычного ТВ в цвете.

Что касается улучшения качества, в рамках только некоторого ПО, которое поставляется большей частью с дорогими устройствами, есть специальные фильтры, которые могут использоваться в режиме реального времени при оцифровке. Хотя на самом деле их использование можно поставить под вопрос. Всегда лучше пост-обработка по факту поступления проблемы, нежели пре-.

Когда ваш файл оцифрован, его можно обрабатывать и дальше в специализированном софте, часть из которого бесплатно скачивается в Интернете либо находится на дисках с программами в магазинах. Помимо этого, есть возможности создания DVD с отдельным меню. Многие же на современном уровне предпочитают хранить видеотеку на жёстком диске, потому как это максимально удобно для просмотра на компьютере, а во-вторых, большинство современных моделей бытовых DVD-плееров имеют возможность подключения USB-накопителя.

Отдельно стоит сказать о ПО, в котором вы можете обрабатывать видео. Дело в том, что зачастую основные проблемы возникают как раз-таки не с визуальной частью, а со звуком. По сравнению с современными стандартами, многие фильмы на VHS звучат шумно, слишком тихо и т.п. В этом случае вам нужно произвести дополнительную обработку звуковой дорожки, выраженную в удалении шума (de-noise), сжатии динамического диапазона (компрессии) и, при необходимости, выравнивания частот (эквализации) и нормализации уровня (либо максимайзинга). Тем более, что записывать звук вы будете со своим уровнем сигнала, не являющимся оптимальным. Всё это присутствует в звуковом ПО, но в видеософте - достаточно тривиально. Обычно там даются варианты: de-noise, EQ и Gain (нормализация уровня). Кстати, тут есть один тонкий момент, который нужно объяснить отдельно. Под компрессорами в аудио понимаются не устройства для сжатия информации, а алгоритмы для сжатия динамического диапазона, то есть уменьшения разницы между самыми тихими и самыми громкими звуками, в результате чего картина получается максимально прослушиваемой.

Многие (нередко встречается такая ошибка), чтобы не обрабатывать аудио, ставят уровень записи для звукового входа очень высоким и "пикующим". Это неправильно - получаются искажения, которые потом вообще не исправить.

Имеет смысл обратить внимание на такой видео/аудио редактор, как Sony Vegas.


Игры

Николай Иванович из Гомеля задал практический вопрос, а именно - он увлёк ребёнка изучением эпохи Древнего Рима и спрашивает, какие игры по этой тематике мы могли бы порекомендовать. Caesar IV ему мало.

Вообще, конечно, интересен сам вариант "изучения играя", хотя нередко внешняя сценарная оболочка не способствует изучению именно истории, потому как внутри мы имеем стандартный геймплей, часто с глобальными ошибками. Древнему Риму посвящено много игр, потому как тема популярна, но нужно уметь выбирать.

Итак, среди наиболее интересных стоит отметить CivCity: Rome, которая вышла до четвёртого Caesar, причём многие подумали, что в преддверие, то есть, как бы предвосхищая появление более популярного продукта семейства "цезарей". Но на самом деле это разные вещи. CivCity: Rome намного удобнее. Речь идёт об экономической стратегии, основной задачей которой в большинстве сюжетов кампании является достижение определённого уровня развития. Отличий CivCity: Rome от Caesar IV гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. По-другому представлена экономическая система, а также вариант снабжения. Есть гораздо больше возможностей постройки действительно красивых городов, но практически отсутствует военный сектор, за исключением охраны и т.п. Наверное, это самая лучшая из современных игр по Древнему Риму. Она понравится как детям, так и взрослым.

Если говорить о Caesar IV, то стоит отметить, что это продукция фирмы Sierra, которая выпустила несколько схожих исторических экономических симуляторов. Например, очень интересно даже сейчас вам будет поиграть в Pharao (Древний Египет).

Помимо этого, несколько лет назад появилась интересная игра, разработанная совместно с The History Channel, - Great Battles of Rome. В ней предпринята попытка отобразить все значимые сражения от Семи Царей до Республики, и вы можете поучаствовать в качестве главнокомандующего со стороны Рима. Хотя сделано всё очень примитивно. Это касается и экономической системы, и вариантов усовершенствования войск. Сама боевая система (система сражений) выполнена в стиле Heroes Might&Magic, которую могут назвать удобной далеко не многие.

Среди новинок на прилавке вам предложат Imperium Romanium - абсолютно невзрачную игру, которая интересна только на первых уровнях, далее вся динамика теряется, всё превращается в шаблонную деятельность.

В CivCity: Rome, Caesar IV, Imperium Romanium используется римская терминология, есть некоторые описания событий. В Great Battles of Rome отражена история ключевых битв.


Кризис и "что делать?"

После статьи "Кризисное неравенство" (№4'2009) пришло сразу несколько писем. Очень многие поспешили поделиться своими впечатлениями: программисты, игроделы, дизайнеры, обычные пользователи. Процитируем некоторые фрагменты. Николай: "...Меня уволили ещё в ноябре, потерял кучу нервов. Никого вообще не волновало, что у меня неоплаченный кредит и растёт ребёнок, а найти новую работу не так-то и легко. Поэтому хочется уточнить, что для меня и многих моих знакомых волна увольнения прошла ещё в октябре-ноябре, только об этом никто не писал. Официально в стране была стабильность. Сейчас сижу дома на фрилансе, по деньгам получается даже больше... семья настаивает на официальном трудоустройстве, но опять оказаться в такой ситуации не хочется. Меня заинтересовала заметка по программированию для LightWave... В Интернете я нашёл несколько shareware-модулей, которые стоят больше 300 у.е. Хочу написать такой! Интересует вопрос: есть ли у вас какие-нибудь идеи?.. Ещё вопрос по авторским правам, я знаю, что многие из западных лицензий не имеют силы на территории РБ...". Ну что же, у каждого своя история. Что касается плагинов для 3D-пакетов - да, эта ниша очень востребована, причём она связана с более реальным сектором производства, а именно - подготовкой кино, видео, игр и т.п. Единственное, что хочется отметить - деньги платят за новые и уникальные технологии, отсюда и такие цены. Например, сейчас появилось несколько бесплатных 3D-редакторов по типу облегчённой версии 3ds MAX. Но на самом деле это уже пройденный этап, потому как создать подобное, используя OpenGL, несложно. А вот новейшие разработки в области визуализации, алгоритмизации процессов и возможностей моделирования, спецэффектов - эта ниша практически открыта. Не забывайте, что тем же 3ds MAX, MAYA, LightWave3D, Cinema4D уже практически 20 лет. За это время сменилось несколько поколений как разработчиков, так и пользователей. Было бы странно, если бы в 2009 году программирование простой оболочки софта для 3D-моделирования являлось бы чем-нибудь сложным. То есть, сейчас интересны новые возможности.

Насчёт авторских прав и типов лицензий, думаю, нужно будет сделать отдельный материал, но более оперативно вы можете получить эту информацию от опытного юриста, который в любом случае будет вам необходим.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2009 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!