Любой кризис влечёт перемены, прежде всего - в ходе эволюции. Некогда падение гигантского метеорита погубило динозавров, но открыло дорогу развитию млекопитающих. В 2000 году "крах дот-комов" погубил чрезмерно амбициозные интернет-проекты, но запустил процесс превращения Web 1.0, этой библиотеки-переростка, в Web 2.0 - то, что мы имеем сейчас.
Сегодня - очередной кризис, но и он рано или поздно закончится. Что станет его результатом? Web 3.0? Попробуем разобраться, что же это такое.
Понять Web 3.0
Однажды на Seoul Digital Forum Эрика Шмидта спросили: какое значение корпорация Google вкладывает в термин Web 3.0? В ответ Эрик Шмидт сперва пошутил по поводу Web 2.0, назвав его "маркетинговым термином". Но после недолгого размышления поведал, что Web 3.0, судя по всему, "станет платформой приложений, собранных вместе". Такие приложения будут очень малого размера и универсальны для запуска на любом устройстве - от ПК до коммуникатора. Кроме того, эти приложения будут работать очень быстро и распространяться "вирусным" путём (по социальным сетям, IM, e-mail - то есть от пользователя к пользователю). Замечу, что как раз тогда на свет появилась платформа Google Android, в которой воплощено многое из того, о чём говорил Эрик Шмидт.
Но всё же, как в рамках пока ещё гипотетического Web 3.0 будут взаимодействовать три составляющие: пользователи, приложения и контент? В Web 1.0 на первом месте был контент. Пользователь же выступал лишь пассивным потребителем информации. В Web 2.0 на первом месте оказались сервисы, позволяющие пользователям самим генерировать и распространять контент.
Как сегодня считают аналитики ряда крупных корпораций (в частности, BBC, IBM, Google, Oracle), Web 3.0 будет семантической системой, основанной на интеллектуальной обработке информации. В такой системе поиск и ранжирование информации по содержимому осуществляют уже не пользователи, а компьютеры, основываясь на метаданных и метабазах. По замыслу разработчиков первых подобных систем, Web 3.0 сумеет решить самую актуальную на сегодняшний день проблему развития Сети. А именно: поиск значимой информации и её отделение от "информационного мусора".
Тем не менее, уже очевидно: без активного участия пользователей (по принципу Web 2.0) обойтись будет невозможно. Популярная (и очень упрощённая) схема Web 3.0 обычно отображается так:
Web 1.0 ======> Web 3.0 <======= Web 2.0
контент ==> менеджеры знаний <== сообщества
Следует признать, что лучшим транслятором знаний для человека (не абстрактной "интересной информации", а актуальных знаний) в системе Web 3.0 всё ещё останется другой человек, а не робот. При условии, конечно, что этот человек - эксперт в заданной области знаний.
Семантическая паутина
Итак, мы определились, что Web 3.0 будет семантической системой, или паутиной. По определению, "семантическая паутина" (Semantic Web) - часть концепции по реализации машинной обработки информации, доступной в Интернете. В основе концепции - работа с метаданными, характеризующими свойства и содержание ресурсов. Работа с метаданными в Web 3.0 заменит нынешний текстовый анализ документов, характерный для Web 1.0 и Web 2.0.
Понятие "семантическая паутина" было введено в обиход Тимом Бернерсом-Ли в 2001 году. В семантической паутине предполагается повсеместное использование универсальных идентификаторов ресурсов (URI), а также онтологий и языков описания метаданных. Для превращения концепции семантической паутины в реально работающий Web 3.0 консорциумом W3 предполагается создание сети документов, содержащих метаданные о ресурсах. То есть сами web-ресурсы предназначены для восприятия человеком, а метаданные - для поисковых роботов и других интеллектуальных агентов.
Концепция семантической паутины расширяет само понятие гиперссылки, включая в него ресурсы, существующие, но заведомо недоступные для скачивания. Такими ресурсами, адресуемыми с помощью URI, могут быть, например, конкретные люди, города, художественные произведения - ну и, собственно, web-ресурсы, разумеется. К такому URI-идентификатору предъявляется лишь несколько простых требований: он должен быть строкой определённого формата, уникальной, а также указывающей на реально существующий объект.
Рекомендательные сервисы
Распространённое сейчас мнение сводится к тому, что Web 3.0 будет основываться на т.н. рекомендательных сервисах, подобно тому, как нынешний Web 2.0 основывается на пользовательском контенте. Таким образом, с точки зрения простого пользователя, получается сеть, в которой люди могут делиться мнениями, оставлять своё суждение по тому или иному вопросу.
Первыми концепцию рекомендательных сервисов сформулировали западные маркетологи - по их мнению, рост Web 3.0 начнётся именно с развития сети потребительских рекомендаций. В такой сети люди будут оставлять свои суждения о покупках, услугах, товарах и т.д. Технология такова: чтобы получать рекомендации от других участников сети, человек сперва должен сам оценить определённое количество объектов, создав свой профиль предпочтений. Автоматическая система будет сопоставлять профили и отбирать людей, выставивших сходные оценки. В результате для каждого члена сети будет сформирована собственная группа "рекомендателей" - ими станут пользователи, которые уже посмотрели/купили/попробовали что-то, ещё не знакомое данному пользователю. Такой принцип подбора рекомендаций называется "коллаборативной фильтрацией".
Сейчас считается, что главным отличием рекомендательных сервисов от нынешних социальных сетей будет намного более высокая степень автоматизации. Web 3.0 будет принципиально отличаться от Web 2.0 тем, что пользователи будут как сами генерировать контент, так и сертифицировать и "социализировать" его.
Получить полезную "социальную" информацию в обычном массовом поисковике достаточно сложно. Вероятно, в Web 3.0 стандартной будет ситуация, когда пользователи, в первую очередь, будут пользоваться локальными поисковиками по сообществам, к которым они себя относят. Причём такие поисковики будут прежде всего находить онлайнового эксперта-человека по заданному вопросу. Глобальные поисковики с их абстрактными, не социализированными результатами при этом отойдут на второй план.
Экономика Web 3.0
Теперь другой предельно важный момент: экономика Web 3.0. Рекламные модели, которые получат распространение в Web 3.0, будут повторять технологии работы "менеджеров знаний". То есть по одну сторону будут производители контента (компании, рекламирующие свои товары и услуги), а по другую окажется пользовательское, оно же потребительское, сообщество. Эксперты этого сообщества и будут выступать в качестве агентов, которые налаживают связь между сторонами.
На практике это означает, что, в отличие от моделей Web 1.0 и Web 2.0, в Web 3.0 рядовые пользователи будут получать деньги (небольшие) за свою интернет-активность, и прежде всего за потребительскую экспертизу. Вот типичное мнение специалиста-маркетолога: "Публичная потребительская экспертиза решает острейшую проблему культуры - отсутствие обратной связи между потребителем и производителем. Никогда раньше производитель не знал, что думает покупатель о его товаре с достаточной ясностью, точностью, быстротой и полнотой. Не знали оценок друг друга и сами покупатели".
Особое мнение
Основатель поискового стартапа Mahalo.com, известный веб-предприниматель Джейсон Калаканис дал своё определение Web 3.0:"Под Web 3.0 следует понимать качественный контент и сервисы, которые создаются профессионалами на технологической платформе Web 2.0. Дело в том, что Web 2.0 - это не конкретный и окончательный продукт, а всего лишь технологическая платформа. Современный веб позволяет создать социальную сеть или другой сервис Web 2.0 с нуля практически бесплатно. Эта лёгкость в создании сервисов привела к тому, что их появилось очень много, и поэтому большинство из них теряет свою ценность. Если же эту платформу начнут использовать профессионалы, создавая нечто действительно новое и интересное, это станет Web 3.0. Такие проекты, как Digg или YouTube, способны дать толчок появлению уникальных авторских проектов. Хороший пример такого проекта - видеосервис Funny Or Die".
Калаканис также не считает Википедию полноценнным проектом Web 2.0 - он называет её "ресурсом Web 1.5". По его мнению, онлайновая энциклопедия приблизилась к уровню Web 3.0 в тот момент, когда начала контролировать деятельность сообщества авторов, ограничивая редактирование уже готовых статей и привлекая для редактирования текстов экспертов.
Джейсон Калаканис уверен, что ключевым отличием Web 3.0 от Web 2.0 будет рождение "коллективного разума" (wisdom of the crowds), который должен придти на смену сегодняшнему "групповому сумасшествию" (madness of the mobs).
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии
Однажды был просто анекдот - спрашиваю один вопрос, мне один перец пишет - набери в Гугле!? Он себе очко заработал, а мне от его рекомендации только смех да икота :)