Поисковый спам стал уже чуть ли не большим злом, чем спам почтовый. И в связи с этим всё большее число обитателей Сети высказывают своё недовольство компании Google, которая не может справиться с поисковым спамом. И, похоже, Google может действительно серьёзно пострадать из-за этого...
Каким образом Google страдает от недовольства пользователей? Не секрет, что основной бизнес поискового гиганта - это реклама во Всемирной паутине. Фактически, большая часть рекламы размещается либо на страницах с результатами поиска, либо на сайтах, использующих возможности сервиса контекстной рекламы Google AdSense. Конечно, от того, что ухудшилось качество поиска, заработки от системы AdSense, работающей на сайтах партнёров Google, особо не пострадают, потому что никак с поисковой системой, в общем-то, не связаны. Но вот что касается рекламы на страницах с результатами поисковых запросов, то здесь, как говорится, совсем другой коленкор. Если пользователи начинают "голосовать ногами" против поиска Google, то, соответственно, уменьшается частота показов рекламы, а с ней уменьшается и число кликов, за которые платят рекламодатели. Ну а раз уменьшается число кликов, то уменьшаются и доходы Google.
Вы можете сказать, что, конечно, теоретически всё так и есть, однако Карл Маркс учил, что критерий истины - практика, а Google в последнее время сообщает о снижениях прибыли из-за кризиса, а вовсе не из-за какого-то поискового спама, с которым такая могучая корпорация просто по определению должна быть способной справиться. Конечно, спорить с тем, что кризис определённо более сильно влияет на финансы корпорации, чем поисковый спам, мягко говоря, несколько сложно. И никаких статистических данных о том, что большое число тех, кто пользовался Google, перешли на другие поисковики, тоже нет.
Однако попробуйте сами провести эксперимент. Попробуйте ввести любой запрос, который может быть хоть как-то опосредованно связан с покупкой и продажей чего-нибудь, в Google и в Live.com. И вы сами сможете увидеть, что количество поискового спама на первой странице результатов поисков Google намного превышает аналогичную цифру для Microsoft'овского поисковика. Пользователи заинтересованы в хороших результатах поиска, а потому в долговременной перспективе более хорошие шансы на лидерство имеет именно тот поисковик, в котором поискового спама меньше.
Как же так: получается, Google - уже далеко не самая лучшая в плане результатов поисковая машина? Получается, что так. И, думается, злую шутку с поисковой системой Google сыграла как раз таки её феноменальная популярность среди обитателей Интернета. Дело в том, что "поисковые оптимизаторы" (беру в кавычки, поскольку у поисковых спамеров с настоящими поисковыми оптимизаторами общего мало) настолько хорошо изучили все тонкости закрытого алгоритма, используемого при подготовке результатов поиска в Google, что манипулирование этими самыми результатами уже так же обыденно, как и сам процесс индексации сайтов роботом поисковой системы. Наверное, доля вина в этом есть и со стороны специалистов Google, создавших такие алгоритмы ранжирования сайтов, которые оказались практически беззащитными перед натиском спамеров. Конечно, на заре становления Google вряд ли кто-то мог предположить, что явление приобретёт столь масштабный характер. Но ведь сейчас эти алгоритмы вполне можно было бы доработать. На возможность таких доработок самым что ни на есть непосредственным образом указывает сам факт существования поисковых систем, мало восприимчивых к деятельности "оптимизаторов".
Нельзя, впрочем, сказать, что Google не знает о проблеме и никак не борется с поисковым спамом. Но автоматические средства, связанные с использованием системы оценок сайтов PageRank, становятся всё менее и менее эффективными. Поэтому не столь давно Google объявила о том, что в ближайшее время планирует начать выставлять эти оценки, на основании которых и происходит размещение результатов поиска в определённом порядке, вручную. В общем-то, на первый взгляд, идея неплохая, потому что при таком раскладе "накрутить" рейтинг сайтов будет многократно сложнее. Однако при ближайшем рассмотрении ручная модерация для базы сайтов Google становится просто вершиной утопических идей.
Начнём, во-первых, с размеров этой базы. Сколько человек потребуется для того, чтобы за какое-то более-менее разумное время (ну, скажем, хотя бы год) "перелопатить" её всю, посмотреть на каждый сайт и выставить ему оценку? Может ли Google во время кризиса позволить себе нанять такое количество сотрудников? Да и после кризиса, в общем-то, тоже. На самом деле, ситуация ещё печальнее, потому что свой рейтинг имеет не просто каждый сайт, а каждая страница. Во-вторых, здесь в игру вступает человеческий фактор. Какой рейтинг может выставить модератор Google тому же Live.com? Или сайту фирмы, продавшей ему вышедший из строя не далее чем вчера ноутбук? Будет ли такое ранжирование более эффективным, чем автоматическое? Ну а, в-третьих, обновление рейтинга подавляющего большинства сайтов при ручном его выставлении будет происходить так медленно, что фактически полностью закроет доступ новым сайтам в высокие области поисковой выдачи на долгие-предолгие годы вперёд.
Большинство экспертов считает, что Google в итоге придёт к компромиссному варианту - автоматическому выставлению оценки с возможностью ручной модерации. Однако спасёт ли это пошатнувшиеся позиции поисковика? Честно говоря, я в этом сомневаюсь. Залезть на вершину сложно, но удержаться на ней стократ сложнее. Единожды пошатнувшиеся позиции поисковика №1, скорее всего, так и не смогут вернуться к прежним показателям, и мы станем свидетелями того, как поисковый рынок будет постепенно занят корпорацией Microsoft и её Live.com. Хотя, конечно, как всё будет на самом деле, покажет время.
Вадим СТАНКЕВИЧ,
dreamdrusch@tut.by
Комментарии
http://analyzethis.ru/?analyzer=spam&location=ru&lang=ru&interval=2week