На постсоветском пространстве приобрели особую популярность фантастические романы, посвящённые жизни в постъядерном мире. За рубежом писатели расстались с этой темой ещё два десятилетия назад - после развала СССР, когда стало ясно, что основной противник по "холодной войне" не будет стрелять по НАТО. Почему же ядерный апокалипсис снова вошёл в моду у нас?
"...Весь мир лежит в руинах. Человечество уничтожено практически полностью. Из-за высокого уровня радиации полуразрушенные города стали непригодными для жизни. За их пределами, по слухам, начинаются бесконечные выжженные пустыни и дебри мутировавших лесов...", - таким видит мир будущего молодой писатель Дмитрий Глуховский, сочинивший романы "Метро-2033", "Сумерки" и продолжающий тему конца света в новой книге "Метро-2034". Книга эта Дмитрию действительно удалась. Общий тираж первого "Метро" превысил миллион экземпляров и продолжает расти, невзирая на то, что общемировой кризис коснулся и издательского дела. К слову, недавно книга была переведена на немецкий язык.
Популярность романа, по словам Дмитрия, для него самого стала в некотором смысле неожиданностью. Идею навеяли острое одиночество в определённый период жизни и частые поездки в метро. Но книгу, которую он писал несколько лет и куда вложил много собственных мыслей и переживаний, Дмитрий не считал перспективным проектом - для него, скорее, это была попытка самореализации. Но она оказалась настолько удачной, что сделала автору имя в современной литературе.
Герои Глуховского живут в московском метро - по мнению автора, только оно уцелеет после ядерной бомбардировки Москвы. Допущение весьма спорное - специалисты считают, что в результате ракетной атаки город превратится в чудовищный радиоактивный котлован. Но в романе важнее не достоверное, с научной и технической точек зрения, описание событий, а переживания, которые испытывают герои, заточенные в мрачном подземелье на всю жизнь. Автор изложил на бумаге самое настоящее психологическое исследование человеческой души, которое вызвало живой отклик у читателей. Разумеется, хватает в книге и "трэша". Герои борются не только с внешней средой, но и с монстрами-мутантами, которые появились в результате радиоактивного заражения экосферы. Кроме этого, роман насыщен атмосферой тайн и отголосками неведомых секретов, которые скрывают руины взорванной столицы и тоннели метро.
В качестве маркетингового инструмента писатель с самого начала активно использует Интернет. Главы своего нового романа он выкладывает на сайте и в блоге - их читают, комментируют, предлагают варианты продолжения (в своё время, кстати говоря, аналогичный метод продвижения пробовали использовать издатели романов Стивена Кинга, но у них ничего не получилось).
Фактически, по следам романов Глуховского вышла в свет и трилогия Сергея Тармашева "Древний", содержание которой в некоторой степени дополняет "Метро". Здесь апокалипсис приобретает более очевидные формы. Уточняется, что он произошёл в результате энергетического кризиса и борьбы великих держав за последнее месторождение нефти, расположенное в глубине океанского шельфа. Книга более правдива и жестока в описании постъядерного мира. Выжить, по мысли писателя, удалось лишь тем, кто успел спрятаться в глубокие подземные бункеры, а также небольшой части населения Австралии - единственного континента, не подвергшегося бомбардировке. Правдивость в описании деталей объясняется военным образованием автора, который долгое время служил в спецназе ГРУ и, фактически, изложил в книге прогнозы спецслужб об итогах последней войны человечества.
Несмотря на некоторое сходство, в целом, отлично написанная трилогия всё же далека по глубине от произведений Глуховского. Стандартный "коктейль" из олигарха, спецназовцев, умных и добрых учёных, а также злых гениев будущего немного похож на романы в мягких обложках, сотнями тысяч выпускавшиеся в прошлом десятилетии. Тем не менее, книга приобрела немалую популярность, и продажи её "набирают обороты".
Думаю, следует ожидать, что и другие писатели, дабы попасть "в тему", начнут работать над этой модной ныне темой.
Однако возникает вопрос, почему же люди так жадно набросились на постъядерную "чернуху", ведь мода на подобные произведения в мировой фантастике давно прошла? Ответ прост: образованное поколение стало задумываться о завтрашнем дне. Студенты теперь уже не те, что раньше. Они следят за курсами валют, биржевыми котировками, политическими и экономическими новостями. А место романов о бразильской любви и бандитских разборках, популярных в прошлом десятилетии, заняли книги о будущем планеты. "Мы хотим знать все сценарии развития событий", - сказал мне знакомый студент, замеченный за чтением "Метро".
Эдуард ТРОШИН
Комментарии
О, тут я с автором согласен. Мы не мусорили пивными бутылками и жвачками, где попало, не драли курсачи из Интернета, а писали сами. ИМХО уровень знаний у студентов значительно упал. И уже "программер" не может не только связать скорость света, длину волны и частоту, но и закона Ома не знает. А следят студенты за курсами валют, потому что за учёбу платить надо. Про Валли и Зеву, как же - смотрел. Внучке (3 года) очень нравится. "Метро" читать не буду.
Это у Глуховского - да, чернуха полная, "нет выхода", и "Метро 2034" ещё мрачнее, чем первая книга, но, что касается Тармашева, - у него совсем не так! Его книги несут позитив, в них описывается возрождение человечества и его дальнейшее развитие. Да, в "Древнем" есть жестокие боевые сцены и реалистично описанный ядерный удар, но люди выжили, сумели приспособиться к новым условиям, а к концу второй книги человечество уже является настоящей цивилизацией.
И лично мне такой сценарий читать гораздо интересней и приятней, чем описание (пусть даже очень талантливое) тупика, деградации и неизбежного вымирания человечества, как у Глуховского.
Весьма поучительное произведение. Много о чём задумаешься по прочтении. В книге сценарий на мой взгляд более реальный.
Минск, 26 января 2009 года, 21:03
Как один из сценариев развития не далёкого будущего рекомендую прочитать "Мародёр" автор Berkem al Atomi.
Весьма поучительное произведение. Много о чём задумаешься по прочтении. В книге сценарий на мой взгляд более реальный.
Не задумаешься. Ерунда... Пулеметно-автоматный бред, основанный на теоретически существовавшем в начале девяностых проекте передачи контроля над российским ядерным оружием и ресурсами США. В книге описан всеобщий хаос и полная оккупация Европой и США России причем по какому-то фашистскому сценарию. На что у них сейчас даже жратвы не хватит, в нонешний кризис. Да и как показывает Ирак, такая схема не работает. А такой чудовищный беспредел творится только, может быть в афганских кишлаках, где нибудь под Гератом. Как показали девяностые, любое общество достаточно быстро самоорганизуется, начинает себя защищать, выбирает лидеров, созидать пытается.
а вообще тема всеобщего звездеца всегда была популярна. из современной фантастики на эту тему помжно порекомндовать rifters автора питера уоттса (peter watts). и пожалуй еще такого дядьку Jon Courtenay Grimwood. А этот москальский трэш он трэш и есть. эрзацлитература типа "слепой против лысого" - сон разума для чтения в метро.