Come together!
На прошлой неделе прошла самая крупная выставка в мире в области музыкальных инструментов и технологий - NAMM Show 2009.
Девиз "Come together" сплотил индустрию производителей и разработчиков, суммарный финансовый оборот которой составляет порядка $17 млрд долларов. Мы бы это назвали так: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих", но всё абсолютно не так грустно, как кажется. "Кризис" называют "турбулентностью", и при этом в 2009-м объявляют о рекорде посещаемости - на NAMM Show этого года только зарегистрировалось 88.128 посетителей, а участников выставки набралось около 1500. Все события разворачивались с 15 по 18 января в Anaheim Convention Center (Анахейм, Калифорния). Выставки, концерты, всевозможные семинары. Но, конечно, главное в NAMM - это всё-таки trade show (торговое шоу). И действительно, людям, которые уже практически полгода находятся в стрессе под названием "мировой финансовый кризис", хочется праздника, и он получился. Новинок оказалось на удивление много, что даже неожиданно после скудной экспозиции на октябрьском съезде AES.
Наших читателей, конечно же, волнует компьютерный сегмент. ОК. Сюрпризов будет много.
Ключевые новинки
Apogee представила новый 64-канальный PCI Express интерфейс для связи с конверторами 24/192 серий Apogee X-Series и Rosetta Series. Речь идёт об уникальной профессиональной системе Symphony для Apple Mac Pro, которая может включать множество внешних конверторов, коммутирующихся на специализированный интерфейс, в данном случае PCI-E-карту. С точки зрения софта, всё заточено под Logic Studio. При этом стоит отметить наличие ноу-хау в области внутренних и внешних программно-аппаратных коммутаций - это технологии VBus и SBus (подробности на www.apo-gee.com).
Ableton привезла на выставку Live8 и Suite8.
BEAS Peak представила новую версию своего звукового редактора Pro XT 6, который также предназначен для Apple-платформы. Речь идёт о профессиональном редактировании, обработке и мастеринге в рамках стерео. На данный момент нельзя сказать, что именно эта программа сместит Steinberg WaveLab с позиции звукового редактора №1 в мире, хотя всё к тому идёт. Steinberg уже давно не обновляет свой продукт, и конкуренция может оказаться жёсткой. И дело даже не в BEAS Peak. Открыв Pro XT, 6 вы не найдёте там для себя ничего существенно революционного, хотя набор обработок заслуживает пристального внимания. Но сами технологии не стоят на месте, учитывая тот факт, что iZotope сейчас просто занята разработкой готовых профессиональных программных блоков на продажу.
Cakewalk представила SONAR 8 Producer Edition и бесплатный апдейт до 8.3. При этом они начали выпускать аксессуары.
Очень хорошо активизировалась компания Big Fish Audio. Она занимается не чем иным, как продажей банков звуков для различных программ. Сейчас количество предоставляемой информации значительно выросло. На самом деле идея была у всех на слуху, но просто кому-то нужно было взяться и начать делать.
CEntrance также использовала стандартную идею, развив её до необходимого современности уровня, а именно - уже много лет продаются портативные USB-конверторы (АЦП/ЦАП). Кто бы за это не взялся, постоянно были какие-то проблемы: то частота дискретизации низкая, то разрядность, и так далее. CEntrance довели всё до ума, выпустив USB-устройство AxePort Pro. Оно предназначено для подключения гитары или бас-гитары, имеется отдельный выход на наушники. Характеристики преобразования - 24/96.
Digidesign за прошлый год сделали очень много. На NAMM они привезли Pro Tools 8, включающий варианты Pro Tools HD, Pro Tools LE и Pro Tools M-Powered, плюс новые инструменты и эффект-процессоры.
Five12 продемонстрировала модульный секвенсор Numerology. На самом деле программа достаточно проста и чем-то напоминает обычные step-секвенсоры прошлого.
Focusrite решила ударить сразу по всем направлениям. Ведь с одной стороны её жмёт Motu со своей Mk3-серией firewire-интерфейсов, с другой - Solid State Logic со своими великолепными устройствами обработки, да и вообще конкуренция среди брендов топ-класса весьма велика. Но англичане не отчаиваются и даже более того... На NAMM была представлена новинка Liquid Saffire 56 и два набора The Focusrite Plug-in Suite и The Guitar FX Suite. Liquid Saffire 56 - это флагман линейки, вернее... У Focusrite есть серия устройств Liquid, в рамках которой предусмотрена уникальная обработка с использованием технологии динамической свёртки. Динамическая свёртка подразумевает под собой "сэмплирование" работы различных устройств. Если объяснять простыми словами, то берётся какое-нибудь устройство, например, компрессор, на его вход подаётся сигнал, а потом замеряется то, что получается на выходе. По разнице входа и выхода составляется алгоритм. Таким образом, можно и не иметь в студии какого-либо устройства, а просто воспользоваться его шаблоном. Если кто помнит "КВ" периода 2001 года, то мы писали о бразильском устройстве Replicator, которое работало подобным образом. Именно эту технологию в своё время Focusrite и перекупили. Saffire - это отдельная линейка высококачественных аудиоинтерфейсов firewire, с которыми поставляется набор эффектов. На экране компьютерного монитора эти эффекты выводятся как обычные плагины, хотя работать они будут за счёт аппаратных ресурсов Saffire. А на NAMM этого года Focusrite привезла гремучую смесь из всего, что есть - Liquid Saffire 56.
Image Line продемонстрировала FL Studio 8. В новой версии виртуальной студии привнесено более 100 изменений, самое удивительное из которых - внедрение SynthMaker. То есть, пользователи смогут самостоятельно создавать новые инструменты... и мало того, в Интернете можно найти огромное количество уже собранных таким образом.
А вот бояться Focusrite, судя по всему, нужно не Motu с SSL, а Lexicon'а. Фирма Lexicon привезла на NAMM новый firewire аудиоинтерфейс 8-in/10-out под странным названием I•ONIX FW810S. На каждый из восьми входов имеются высококачественные предусилитель, компрессор, лимитер, гейт и эквалайзер от фирмы dbx. Рабочие характеристики конвертации 24/96, есть режим эмуляции tape saturation. Всё выглядит достаточно минималистичным, но качественным.
MOTU привезла одну из последних модификаций серии MK3 - Traveler. Сначала скажем о цене - $895, а теперь характеристики - суммарно 28 входов и 30 выходов, куда входят четыре комбо XLR/TRS с предусилителями и фантомным питанием, четыре дополнительных аналоговых входа (конвертация 24/192) и восемь выходов TRS, два оптических I/O, AES/EBU, S/PDIF I/O и выход на наушники. Есть MIDI-интерфейс и поддержка синхронизации по word clock. Встроенный DSP подразумевает специальный микшер CueMix FX с эффектами.
MuseResearch продемонстрировала Receptor2.
Native Instruments представила программно-аппаратный комплекс Machine, который является не чем иным, как навороченной ритм-машиной с 5 гигабайтами сэмпловой информации. Что ж тут мелочиться? Причём изначально немецкая компания очень хорошо себя чувствует на американском рынке, у них очень хороший маркетинг, прошлые продукты пользуются неизменным спросом. А сейчас, как бы невзначай, прямо в момент проведения выставки на их сайте появилось интервью с Кирком Хэмметом (гитарист Metallica), где тот очень хвалит Guitar Rig. И это всё на фоне волны большого спроса на тяжёлый рок, особенно старый тяжёлый рок, которая очевидна сейчас. Между тем с января этого года NI приглашает на работу специалистов в области ди-джеинга. То есть, можно угадать направление, в котором Native Instruments будет двигаться дальше.
Steinberg объявила о двух новинках, а именно - пятые версии Cubase и Nuendo. Изменений много, и эти продукты нужно будет рассмотреть в виде отдельных материалов. Возможно, мы так и сделаем.
TC Electronic представила Powercore 6000.
Toontrack, широко известная по всему миру благодаря EZdrummer, выпустила программу DrumTracker - это специализированный конвертер wav-to-MIDI. То есть, с её помощью можно преобразовывать записанные в аудио ударные в MIDI-формат.
Некоторые итоги
Конечно, рассмотреть громадный объём информации в рамках небольшого материала просто не реально. Выставка NAMM 2009 удалась на славу. Правда, есть место и некоторым выводам. Например, очевидно движение в сторону Apple, потому как серьёзных новинок для РС появилось не так много и то за счёт вариантов PC/Mac-версий. В принципе, надкушенное яблоко со своими iPhone, iPod, iTunes, MacBook в последнее время гребло деньги лопатой, чего нельзя сказать о Microsoft, которая достаточно с большим треском продвигает Vista и новый офис. И у Apple сейчас есть все шансы вернуть себе статус единственного производителя систем для профессиональной работы со звуком, как это было до середины 90-х. Также часть Windows'вского пирога забирают новые системы, базирующиеся на Linux. Что интересно, сама Microsoft уже и не может управлять ситуацией в этом сегменте. Если раньше она доминировала за счёт DirectX (и это отлично выделяло РС-платформу), то сейчас эта технология уже вообще не применяется для профессионального звука - все перешли на VST (это в лучшем случае).
Хотя есть и один важный момент, о котором мы уже писали. Общая картина на NAMM 2009 представлена несколько однобоко, потому как очень большое количество разработчиков ПО нового поколения не смогли принять там участия. Или не захотели. Потому как есть много других механизмов, позволяющих широко рекламировать и продавать свою продукцию. Поколение next не менее интересно, при этом цены ниже чуть ли не на порядок, чем у брендов. Но... плох тот разработчик, который не хочет стать брендом. Viva, NAMM!
Кристофер,
[email protected]
Горячие темы