Объяснение для нового поколения
Любой современный электромузыкальный инструмент (сокращённо, ЭМИ или клавишный ЭМИ типа "ионика"), который используется в рамках вокально-инструментальных коллективов (ВИА, ансамблей песни и пляски, филармонических коллективов), можно разделить на два ключевых модуля: управления и синтеза. Управление в один прекрасный момент решили делать с помощью MIDI... И "один прекрасный момент" - это начало 80-х прошлого века.
Именно тогда стали разрабатываться первые секвенсоры, а производители серьёзно задумались о том, что весь синтез нужно переводить на "цифру". Так был изобретён интерфейс MIDI, который расшифровывается как Musical Instrument Digital Interface. На самом деле, этой теме мы уделяли достаточно много внимания несколько лет назад. Но сейчас подросло новое поколение музыкантов и начинающих специалистов, перед которыми стоят конкретные задачи - выпуск фирменной продукции профессионального качества. А без использования MIDI достаточно трудно сделать хорошую аранжировку, особенно в случаях, когда речь идёт о чём-то сложном (например, написание симфонической музыки с использованием сэмплеров). Поэтому именно для нового поколения позволим себе провести небольшой ликбез.
Программы для PC, профессионально
работающие с MIDI
Имеет смысл просто привести список: Cakewalk SONAR, Steinberg Cubase/Nuendo, Magix Samplitude/Sequoia... Хотя стоит ввести некоторое разграничение между обычными VST-хостами, в которых можно использовать на самом тривиальном уровне MIDI-информацию, а также ввод с MIDI-клавиатуры, и профессиональным ПО. В последнем случае на управление выносится гораздо большее количество регулируемых параметров.
Помимо этого, есть программы профессиональной нотации - Finale и Sibelius, которые переводят данные с нотного стана в MIDI, специализированных табулатур - Guitar Pro и т.п., профессиональной аранжировки - некогда широко известной Band-in-Box и сейчас достаточно популярной Jammer Professional.
Нужно сказать, что раньше MIDI уделяли гораздо больше внимания, потому как ресурсы компьютеров были ограничены и зачастую MIDI-файлы являлись чуть ли не единственным способом хранения песенной информации. Хотя синтезаторы того времени отличались пластмассовыми тембрами. Сейчас же ситуация смещена по акцентам, главное - хороший VSTi, поэтому от VST-хостов многого не требуется. Хотя, если мы хотим делать профессиональную симфоническую музыку, то без качественной нотной записи обойтись трудно. Например, не так давно ваш покорный слуга слушал одну композиторскую работу и общее впечатление от композиции было: ничего не дышит, абсолютно ровная динамика. Видно, что человек воспользовался каким-то "автоматом" для создания партий, при этом даже не лез внутрь того, что создано. Практически везде одинаковое Velocity, а о том, чтобы объединить несколько нот в легато, речь вообще не шла.
Теперь имеет смысл поговорить о терминологии, применяемой в MIDI-программах.
Терминология
Вводить/редактировать ноты и аккорды вы можете вручную с использованием указателя мыши либо с помощью MIDI-клавиатуры. Причём отображение происходящего будет видно в окнах Pano-Roll, а также в списках Sheet Area, которые могут быть отдельно представлены для мелодий и гармонических аккордов.
- Секвенсор (sequencer) - модуль, отвечающий за воспроизведение/запись всех инструментов, участвующих в аранжировке.
- MIDI In, MIDI Out, MIDI Thru. Вход и выход MIDI-устройства, Thru предусматривает специальные режимы работы с секвенсором, например, только вывод информации без сохранения в памяти.
- MIDI Channels. В стандартной спецификации вы можете использовать 16 MIDI-каналов, причём за 10-м закреплены ударные.
- Patch. Соответственно, сам инструмент, или, как говорили ранее, его порядковый номер в спецификации General MIDI.
- Volume - уровень громкости для каждого канала. Не путать с параметром Velocity, который указывает на динамику нажатия при воспроизведении каждой отдельной ноты.
- Aftertouch - отдельный параметр управления послекасаниями при воспроизведении нот.
- Portamento - скользящий переход от одной ноты к следующей. Причём подразумевается три типа контроллеров: Portamento вкл/выкл, Portamento Time (время портаменто), Portamento Control (указывается фактический номер клавиши, с которой включается портаменто).
- Song - самое частое название для файла проекта.
- Style - стиль аранжировки, особенно это касается программ автоматического создания мелодических и гармонических партий. Плюс к этому есть разделение на партии мелодии и солиста (soloist), так вот, последняя может создаваться на автомате в рамках выбранного стиля.
- Bar - такт.
- Beats - доли в такте. То есть, если у вас указан размер (Time Signature) 3/4, то Beat соответствует временному интервалу 1/4, если 7/8, то 1/8.
- Tempo (BPM) - темп композиции, вычисляемый в количестве ударов за одну минуту.
- Fills - специальные вставки (перебивки) между различными частями композиции. Также есть intro - вступление, и outro - завершение кода, которые также могут являться отдельными фрагментами композиции.
- Pattern - "палитра" или, другими словами, шаблон с загруженными инструментами.
- H(h) и B(b) - по классической европейской школе H(h) обозначает ноту "си", а B(b) - "си-бемоль". Но в ряде случаев вы столкнётесь с американской классической школой, где B(b) - это "си". Не запутайтесь. Причём в варианте текстовой записи нот нередко строчное "b" обозначает "бемоль".
- General MIDI (или GM) - изначально это был стандартизированный список из 128 инструментов, который указывал строгий порядок их следования и должен быть встроен в любое устройство, поддерживающее спецификацию GM. После его было решено расширить.
- MSB/LSB - указание старшего/младшего байта номера банков MIDI-инструментов. Дело в том, что большинство компаний, таких, как Roland или Yamaha, сделали множество собственных надстроек над GM, то есть изобрели собственные стандарты, например, GS или XG. Сейчас указание MSB/LSB вы можете увидеть в некоторых VSTi, где реализовано множество различных инструментов, поэтому читайте документацию к ним.
- Copy Rests - копирование атрибутов аккордов ("^", ".") из одного такта в другой.
- Wizard-режим. Распространён при вводе информации с MIDI-клавиатуры, при его использовании сыгранные ноты переводятся в другие - консонирующие с мелодией или гармонической подкладкой.
- Transpose - транспонирование выбранного фрагмента по высокочастотной (нотной) шкале.
- Quantize - выравнивание нот по временной сетке.
- Slide - имитация эффекта живого исполнения. То есть, добавляются небольшие временные смещения, если в случайном режиме, то выбирается вариант Humanize Slides. Дело в том, что неопытные музыканты могут неровно сыграть, поэтому им необходим Quantize, опытные, наоборот, делают при исполнении небольшие временные смещения для того, чтобы показать динамику и выразительность. Поэтому для подражания им нередко пользуются Slide. Кстати, это иногда выгодно, когда вы создаёте партии для небольших симфонических групп, например, скрипок.
- Timeshift - перенос выделенного фрагмента по времени.
- Treble Clef - скрипичный ключ.
- Bass Clef - басовый ключ.
На самом деле удобнее всего с классическими симфоническими и джазовыми аранжировками работать в программах профессиональной нотации, таких, как Finale и Sibelius, потому как изображение на нотоносце максимально наглядно. Автоматический режим для создания отдельных партий на базе загруженных данных хорош далеко не всегда, хотя нередко вы можете встретить варианты создания гармонии (гармонизации) на базе собственных программных настроек. Иногда получаются очень интересные результаты, особенно, если используются обращённые и не совсем тривиальные аккорды.
Но, в принципе, вы сейчас можете встретиться и вообще с программами, которые автоматически генерируют мелодии якобы в помощь композиторам. Они основаны большей частью на алгоритмах автосоздания треков для солирующих инструментов (soloist) и в большей своей массе просто делают вариацию вокруг какой-нибудь гармонической "подкладки".
VSTi
В принципе, новому поколению музыкантов, композиторов и аранжировщиков уже и не совсем требуется знать досконально MIDI-технологии. Многие рассматривают её только как удобную систему ввода/воспроизведения нотной информации, и правильно делают. Да и зачем все эти тонкости? Например, раньше был важен даже порядок следования инструментов, распределяемых по каналам. То есть, первым номерам выдавался наибольший приоритет, а поскольку генераторы были увязаны по полифонии, к тому же их производительность была на невысоком уровне, то лучше всего воспроизводились первые номера. И таких тонкостей очень много. Причём мы даже не будем рассматривать такое направление, как системные сообщения Sysx.
Сейчас количество MIDI-каналов является неограниченным (хотя некоторые пакеты оставили такие ограничения, в силу увязки с аппаратными интерфейсами и контроля с их стороны). Но реально при использовании VSTi можно фактически получить доступ к огромному количеству инструментов.
Причём вам не нужен специфический MIDI-эффект-процессинг с его реверберацией, хорусами, эквалайзерами и так далее. Потому что все MIDI-треки выступают как управляющие для модулей синтеза/сэмплинга в рамках VSTi, а те уже, в свою очередь, практически не относятся к MIDI, поскольку формируют аудиопотоки. Эффект-процессинг в аудиочасти намного лучше по результатам и используемым алгоритмам. Конечно, многие разработчики VSTi, особенно в сэмплерах, встраивают внутрь инструментов и патчей ту же не очень красивую реверберацию или хорусы для "зажирнения" звуков. Но все эти надстройки при реальном использовании лучше отключать за исключением некоторых особых случаев (например, когда ревербератор работает в 5.1). Особенно это касается очень многих сэмплерных библиотек. Звучат они очень хорошо, но в рамках использования общая картина получается размытой. Ту же реверберацию с хорусами нужно использовать очень и очень аккуратно. Не всегда даже подойдут пакеты с математической свёрткой (шаблонная реверберация). Причём такую информацию нередко приходится отдельно фильтровать, использовать сложные каскады эквалайзеров.
И главное, что необходимо понять именно начинающим: вся некрасивость использования реверберации проявится не в процессе создания аранжировки, а при финальной обработке, когда вы начнёте использовать компрессоры. Мало того, очень многие "замазывают" реверберацией зернистость звучания отсэмплированных инструментов. Нужно искать другой выход. И главное - не бойтесь работать с динамикой!
Кристофер,
[email protected]
Горячие темы