Говорят, что создать вечный двигатель может только человек, незнакомый с термодинамикой. И, наверное, в этих словах есть доля истины. Ведь очень многое в этом мире, сделавшее его другим, создавалось не профессионалами, а новичками, которые достигали успеха просто потому, что не знали, что так нельзя сделать.
Всем известен эффект казино: новичок может выиграть довольно много денег просто потому, что он новичок. Конечно, это в итоге ничем хорошим не заканчивается (таково уж свойство игры в казино), но речь здесь не столько о концовке, сколько об эффекте новизны.
Можно долго размышлять о том, почему это происходит именно таким образом. Наверняка можно даже построить психологическую теорию (и не одну - если она ещё не построена) эффекта казино. Я, конечно, не психолог и не претендую на правильность и объективность моего мнения, но, на мой взгляд, здесь, помимо очевидного отсутствия следования общепринятым шаблонам, очень важную роль играет также нацеленность на конечный результат. Новичок в каком-либо деле просто не знает тех мест, где можно сэкономить усилия, и старается, если он действительно нацелен на результат, сделать всё идеально. Это зачастую ничуть не менее важно, чем новизна мышления, поскольку, в конечном итоге, зачастую именно гениальная реализация тривиальной идеи оказывается куда более востребованной, чем посредственная реализация идеи гениальной.
К чему я веду весь этот разговор? К тому, что в связи с мировым кризисом, влияние которого испытывает на себе и ИТ-индустрия (а тому, кто не верит, что и она испытывает, достаточно почитать новости), как никогда необходимы свежие и нетривиальные решения, она должна обратиться как раз таки к новичкам. Но в реальности мы, конечно же, увидим диаметрально противоположную картину. Работодатели будут стараться оставлять на работе наиболее опытных сотрудников, поскольку в условиях кризиса принимать на работу людей без опыта работы и обучать их чересчур расточительно. Кризис - это, к сожалению, не то время, когда можно безболезненно вкладывать деньги в далёкую (и, на сегодняшний день, довольно туманную) перспективу. Возможен, конечно, и другой вариант, особенно реальный для аутсорсинговых компаний. При действительно серьёзных проблемах с заказчиками проектов и, соответственно, с деньгами они, напротив, могут постараться сократить самых опытных, самых квалифицированных и, соответственно, наиболее высокооплачиваемых работников, оставив "офисный планктон" для поддержания видимости того, что фирма находится на плаву.
Впрочем, кажется, я несколько отвлёкся от темы заметки. Что ж, прошу прощения. Итак, об эффекте казино и вечных двигателей. Конечно, фирме было бы глупо поручать разработку вечного двигателя вчерашнему выпускнику филфака (ну или даже профессору, имеющему докторскую степень по языкам финно-угорской группы) на том только основании, что он не знает первого и второго начал термодинамики. Гораздо разумнее нанять на работу человека с опытом разработки вечных двигателей... Но проблема только в том, что таких людей нет. Именно потому фирмы не разрабатывают вечные двигатели. Они разрабатывают двигатели дизельные, электрические, реактивные - по ним есть специалисты.
Конечно, вечный двигатель - это метафора. Термодинамика, к сожалению, не та дисциплина, с которой нельзя считаться, и именно поэтому в 1775 году Парижская академия наук приняла решение не рассматривать заявки на патентование вечного двигателя. Однако существует ничуть не меньше вещей, которые кажутся нереализуемыми, но на самом деле имеют большой потенциал. Вы, конечно, спросите меня, что именно я имею в виду, но конкретные примеры, увы, вне моей компетенции. Мы знаем, что когда-то люди не верили в то, что кому-то может понадобится иметь дома компьютер. Для того, чтобы человечество получило новые возможности, решило какие-то свои проблемы (породив попутно массу новых), чтобы, в конце концов, не останавливался прогресс.
Вы можете спросить, к чему же это всё было сказано? К тому, что кризис - это такое время, когда ломаются привычные стереотипы поведения, и на первое место вместо шаблонов выходит умение нестандартно мыслить в нестандартной рыночной ситуации. Именно поэтому мы имеем шанс увидеть воочию, как старые игроки, оказавшиеся недостаточно гибкими, уступают место новым, не имеющим большого опыта в той отрасли, в которую они пришли. А многие новые игроки будут более склонны к формированию собственной команды из тех, кто ещё не набил руку в предметной области, а потому мыслит широко и нестандартно. И если им, способным поверить в возможность создания вечного двигателя, будет сопутствовать удача, характерная для новичков благодаря эффекту казино, то мы сможем увидеть множество очень интересных новшеств. Не факт, конечно, что они будут сразу благосклонно восприняты рынком, но рано или поздно они найдут своего потребителя и, кто знает, может быть, даже смогут изменить всю ИТ-индустрию.
Вадим СТАНКЕВИЧ,
dreamdrusch@tut.by
Комментарии
Создание вечного двигателя гораздо более интересное занятие, чем то, чем я сейчас зарабатываю себе на хлеб. Я считаю, что вечный двигатель будет разработан на нашем веку!
Для создания его не придется опровергать термодинамику. В которой, кстати, рассматриваются вечные двигатели первого, второго порядка... доказываются отдельно невозможность вечного двигателя первого порядка... Подробностей не помню, нужно заглядывать в справочник...
Суть в том, что термодинамика работает с большим количеством молекул вещества имеющем статистическую значимость закона больших чисел, а в последнее время промышленные технологии все ближе и ближе приближаются к структурам состоящим из считанных атомов, а тут уже можно работать с отдельными молекулами, а не с усредненными значениями.
И разработки в этом направлении, похоже, уже ведутся. Мне попадалась информации об одном успешном эксперименте. Речь об эксперименте профессора Алекса Зеттла (Alex Zettl) из университета Калифорнии в Беркли с соратниками, которые создали «тепловой диод». О чем можно прочитать в оригинальном английском отчёте: http://www.sciencemag.org/cgi/content/abstract/314/5802/1121 (если конечно являетесь подписчиком science и владеете английским языком) или статью на русском описывающим эксперимент (кою я и прочел из-за труднодоступности первоисточника) http://www.membrana.ru/articles/technic/2006/11/22/194700.html
Правда пока разность в теплопроводности в разных направлениях составляет 7%. Но будем надеяться, что это лишь первый шаг, на пути к вечному двигателю
Эх, занялся бы теорией вопроса, да как говорится «Руки не доходят».
... и не набив руку набъет себе шишек на голове.
>>Я считаю, что вечный двигатель будет разработан на нашем веку!
Очень печально, что это заявление исходит от выпускника физмата. Хотя дело тут, наверное, в том министре, у которого все школьники ходят с ноутбуками. А нет, не ходят, их привозять у гимназию мамы на крутых тачках, потому как не работают, и больше им делать нечего, поскольку у папы бабла немеряно. Где бы вот только на каждого школьника такого папку найти. Мабуць из Емиратафф выписать? Или может проще другого министра образования?
Это эффект случайности, а не новизны.
Возьми 10000 человек, пусть они бросят 3 раза кубики. Найдется тот у кого выпадет 3 раза шестерка. Теория вероятности и все...
Если у тебя есть голова на плечах, узнай сколько новичков проигрывает, термодинамик хренов :)
Верно. Потому, что он новичок. Потому, что ему ДАЮТ выиграть. Чтобы потом обобрать. Тут есть какая-то аналогия с изобретателями, но, увы, не вечных двигателей...
>>Это эффект случайности, а не новизны. Возьми 10000 человек, пусть они бросят 3 раза кубики. Найдется тот у кого выпадет 3 раза шестерка. Теория вероятности и все...
Отчасти согласен с Майком насчет новичка. А вообще-то это не "эффект случайности", а закон больших чисел. При многократном повторении опытов их результат стремится к математическому ожиданию. В том числе выигрыш игрока в казино. Математическое ожидание выигрыша в казино отрицательное. Иначе казино не приносили бы выгоды.
Вспоминается диалог двух маститых математиков. Один из них уехал в США и при встрече сообщил приятелю, что нашел способ как выиграть в казино. Другой криво ухмыльнулся, а первый предложил поспорить на ящик коньяка, что докажет прибыльность своего способа. И выиграл -- он сказал что купил казино.