О мировом экономическом кризисе сегодня не рассуждает только ленивый. Экономисты пугают мрачными прогнозами, чиновники успокаивают обещаниями. В свете этого имеет смысл не только слушать, что говорят другие, но и анализировать самостоятельно всё происходящее и прикидывать, каковы перспективы.
"Компьютерные вести" также уже неоднократно писали о кризисе и о том, как он отражается на мировой ИТ-индустрии. Думаю, по крайней мере, в том, что он отражается, и довольно серьёзно, ни у кого сомнений не возникает. Конечно, на различные составляющие этой отрасли кризисные процессы влияют по-разному. Мы с вами сейчас остановимся на программном обеспечении. Хотя я рассуждал на страницах газеты о том, почему свободное программное обеспечение получает в условиях кризиса дополнительные преимущества перед коммерческим, сегодня хочу предложить вам взглянуть на проблему выбора софта в кризисное время не с точки зрения потребителя, а с точки зрения изготовителя.
С одной стороны, понятно, что производить нужно то, что пользуется спросом. Спросом, как мы с вами уже имели возможность убедиться, будут пользоваться свободные программы - в силу того, что во время кризиса пользователи экономят, они будут пользоваться большим спросом, чем коммерческие. Однако это, пожалуй, тот самый случай, когда очень ярко проявляется принадлежность пользователей и разработчиков программного обеспечения к двум разным лагерям (вернее, даже к лагерям по разные стороны баррикад): что хорошо для пользователя, не очень хорошо для разработчика. Дело в том, что зарабатывать на свободных программах - дело, посильное далеко не для каждого производителя программного обеспечения. Свободные программы - это ведь по-английски free software. А по-английски free - это не только свободный, но и бесплатный. Как правильно замечал когда-то Дмитрий Бородаенко, который нынче, к сожалению, не балует читателей "Компьютерных вестей" своими статьями, из-за того, что в английском языке одно и то же слово значит две такие разные вещи, нередко возникает путаница. Но в данном случае путаницы нет: свободные программы бесплатны, а потому заработать деньги на их продаже разработчик не может. Что же делать в этом случае разработчикам программного обеспечения? Каждый выкручивается так, как умеет и как считает нужным. Вместо стандартной схемы покупки права на использование софта используются другие. Для достаточно комплексных и сложных решений наиболее распространён вариант продажи технической поддержки к данному программному продукту. В принципе, есть и другие варианты. Например, можно сделать свободным головной продукт, а продавать уже разные дополнения к нему, которые здорово облегчают пользователям жизнь. Или можно "раскрутить" программу (со свободным софтом, это, по идее, сделать проще, чем с коммерческим), поднять посещаемость сайта до небывалых высот и зарабатывать на показе рекламы. Такой бизнес уже сложно назвать софтверным, но здесь дело совсем не в том, как и что называть - если бизнес работает и не противоречит законам, то он имеет полное право на существование.
Но идея о производстве свободного софта (или о переводе существующего коммерческого в свободный) вряд ли прельщает разработчиков. Кризис кризисом, а кушать-то хочется. Поэтому можно посмотреть и на то, какие коммерческие программы будут хорошо продаваться в условиях кризиса.
Ну, во-первых, это те программы, без которых обойтись просто невозможно. Точно так же, как никакие кризисы не влияют на спрос населения на хлеб или соль (хотя, пожалуй, влияют, но только положительно), так и на некоторые программные продукты спрос остаётся достаточно стабильным даже тогда, когда пользователь старается экономить. В первую очередь, конечно, это тот программный продукт, который вдыхает жизнь в груду железа внутри системного блока, - операционная система. Хотя это и понятно, но большинству разработчиков от этого ни горячо, ни холодно - мы не в Редмонде, а в Беларуси. Что ж, пользователям постоянно нужна не только ОС. Трудно обойтись и без таких вещей, как брандмауэр (файрвол) и антивирус. Сюда же можно добавить и антиспам. Причём стоит отметить, что на эти программы, как и на другие средства обеспечения безопасности, будет, скрипя зубами, тратиться и корпоративный сектор потребителей (тот, которому ещё будет что тратить). Здесь положение спасает ещё и практически полное отсутствие действительно сильных свободных решений, способных составить конкуренцию коммерческим.
Если же взглянуть на домашних пользователей, то весьма интересным во время кризиса будет выглядеть рынок игр. Почему? Дело в том, что во время кризиса у всех стало больше свободного времени и значительно меньше средств, чтобы это свободное время чем-нибудь занимать. Время свободное появилось в связи с переходом на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю или вовсе с увольнением. Игры же стоят сравнительно дёшево, и здесь есть ещё такой тонкий психологический момент, что они позволяют почувствовать себя гораздо более значимым и отвлечься от грустных мыслей, связанных всё с тем же кризисом. Поэтому продажи игр должны, по идее, даже расти. А вот продажи других развлекательных штучек и скринмейтов - упасть вообще катастрофически.
Наверняка поднимутся в продажах и такие специфические вещи, как программы для торговли на Forex. Эти программы будут "бить" уже не на тех, кто встречает кризис пассивно (как это делают компьютерные игры), а на тех, кто не привык сидеть сложа руки и надеется ещё не дать своему материальному положению сильно ухудшиться из-за кризиса.
Так что, как видите, и во время мирового экономического кризиса вполне можно заработать деньги на коммерческом софте, если немного проанализировать ситуацию. Надеюсь, что кому-нибудь из читателей статья действительно поможет это сделать.
Вадим СТАНКЕВИЧ,
[email protected]
Комментарии
Эти слова, да Богу бы в уши...