В конце октября этого года в продаже появилась 7-я версия некогда очень популярной программы ACID...
Чуть менее десяти лет назад программу ACID многие профессиональные пользователи серьёзно не воспринимали. Зато она пришлась по вкусу огромной армии современных музыкантов, которые требовали от программного обеспечения более современного подхода к работе. И действительно, на то время понятия "ACID" и "революция" стали во многом синонимичными. Именно с этого ПО распространилась мода на работы с loop'ами (ритмическими и музыкальными фразами), огромное внимание стало уделяться алгоритмам питча (изменения ноты) и стретча (изменения темпа) для аудиофрагментов.
Но примерно с 2003 года ACID стала сдавать свои позиции. В то время эту программу приобрела фирма Sony и не совсем спешила с обновлениями, хотя современные требования всё время менялись, например, стала необходимой беспроблемная поддержка тех же VST-плагинов и инструментов, что в рамках описываемого нами софта было внедрено уже достаточно поздно, практически после всех.
Мало того, Sony, имея после сделки в своём арсенале сразу два аудиопакета, решила сделать из одного видеоредактор, сопряжённый с системой нелинейного монтажа и модулем записи/создания DVD-дисков, а все аудионаработки просто перенести в ACID. В результате программа стала очень громоздкой и неповоротливой. От того лёгкого интерфейса, за который её очень любили, не осталось и следа. При этом начали обгонять реальные конкуренты из нового поколения. Сначала им оказался берлинский продукт Ableton Live, а потом появился уникальнейший Mackie Tracktion, и здесь уже Sony есть над чем задуматься гораздо серьёзнее. Конечно, мы говорим об очень именитой фирме с большим влиянием среди звукового сообщества специалистов, и в рамках ACID 7 мы уже видим несколько другой, обновлённый по концепции продукт, который может вернуть себе часть былой славы.
Что же нового в 7-й версии?
Рабочий графический интерфейс практически не изменился - расстановка всех ключевых элементов осталась такой же, как и в предыдущих версиях, хотя общая концепция приближена к стилю Windows Vista. Хотя, проанализировав ситуацию и пообщавшись с этой программой, ловишь себя на мысли, что где-то уже это видел. В принципе, ходить далеко не нужно - Mackie Tracktion.
Итак, мы имеем сведение на уровне 24 бит/192 КГц, полноценную поддержку VST/VSTi, причём для последнего случая нужно отметить уже достаточно хорошо отлаженную MIDI-систему. Ведь в первых её реализациях на базе ACID всё было уж очень по-детски. Интересно, что программа сейчас позволяет полноценно работать в режиме 5.1 (также поддерживаются форматы FLAC, AAC, AC-3), причём предусмотрена система расстановки колонок 5.1 для кино. Также интересна поддержка тех же ReWire и ASIO.
Что касается встроенных синтезаторов, то достаточно выгодным оказалось сотрудничество Sony и Garritan - фирмы, широко известной своими сэмпловыми библиотеками и инструментами на их базе. В данном случае в комплекте поставки ACID 7 идёт Garritan Aria с оркестровыми сэмплами и так далее.
iZotope на базе своей собственной технологии iZotope DSP специально для ACID подготовила Pro Effect Rack, то есть набор стандартных эффектов типа дилэев, динамической обработки, фазеров, флэнджеров.
Не осталась в стороне и Native Instruments, которая отдала для ACID часть своих гитарных эффектов.
В комплекте поставки также поместилась ритм-машина Submersible Music KitCore Drums с заранее подготовленными ритмическими фразами, сохранёнными в General MIDI банке.
В общем и целом, одно только встроенное ПО от сторонних разработчиков, если его покупать отдельно, будет стоить $500, в то время как ACID имеет цену $314,95.
Но, в принципе, и не это самое главное. Достаточно большие подвижки были сделаны в рамках этого продукта в сторону современных профессиональных решений. Так, в новой версии ACID уже априори предусмотрена открытая коммутация, работа с внешними источниками звука, специальная система сканирования установленных плагинов, переключатели на треках противофазы, нормализации, новая алгоритмическая схема питча и стретча, использование пользовательских настроек для ASIO-драйверов и включения устройств, замораживание треков. Мало того, только в начале этого года мы стали говорить о том, что сейчас модно выпускать внешние аппаратные контроллеры управления ПО, как появилась новость о том, что для ACID есть поддержка двух популярных устройств - Mackie Control Universal и Frontier Design TranzPort.
Подытожим
Очень всё стало подобно Mackie Tracktion. По крайней мере, очевидно, что разработчики от Sony видели и анализировали эту программу. Большинство профессиональных технологий были привиты, скорее всего, по цепочке за полноценным внедрением ASIO. Есть и один яркий плюс - хорошая реализация работы в 5.1 с поддержкой файлов стандартов многоканального аудио. Что касается внедрённых модулей от третьих разработчиков, тут всё несколько слабовато. Также достаточно странно выглядит отсутствие внутренней обработки на уровне 64 бит с плавающей запятой, ведь в профессиональных программах это уже стандарт.
В общем, положительная динамика у ACID есть, причём эту программу можно активно рекомендовать начинающим, потому как она проста в освоении, многое может и сравнительно недорого стоит. Также есть хорошая система интерактивного обучения.
По адресу www.sonycreativesoftware.com есть и trial-версия с ограничением срока действия до одного месяца, так что интересующиеся могут при желании увидеть всё воочию.
Кристофер,
[email protected]
Горячие темы