Mount&Blade

Жанр: ролевая игра
Разработчик: Tale Worlds
Издатель: Paradox Interactive
Издатель в СНГ: 1C/ Snowball Studios
Похожие игры: серия "Корсары"
Системные требования: Pentium 3 750 МГц, 512 Мб ОЗУ, 64 Мб видеопамяти, 1 Гб на винчестере
Оценка: 7

К таким играм, как Mount&Blade, часто применяют формулировку - тяжёлая творческая судьба. Семь лет в разработке, в течение которых любительская студия из Турции упорно пыталась склеить по примитивным лекалам ролевую игру в незатасканном сеттинге, где езда на лошадях возводилась в абсолют.

Нехватка материальных ресурсов и местами профессионализма у любительской студии накладывала свой отпечаток. Тогда, в начале третьего тысячелетия, игра держалась на одном голом энтузиазме и напоминала разве что любительский мод, да и то очень среднего пошиба, но с наличием знаковой концепции. Пока в 2005 году студия-разработчик не задействовала всю силу явления Веб 2.0, выложив во Всемирную паутину пре-альфа версию своего проекта, с предложением всем желающим оплатить ещё далёкую от завершения игру, в награду щедрым пользователям гарантировалась возможность в будущем бесплатного приобретения уже готового тайтла. Как ни странно, но это возымело определённый эффект, и за непродолжительное время Mount&Blade начала обретать в своих узких кругах культовый статус. Денег от продаж худо-бедно хватало для продолжения работы над проектом. Сообщество фанатов, в свою очередь, забрасывало девелоперов многочисленными модификациями и просто идеями по поводу как получше обустроить первую в истории кавалерийскую RPG. Всем этим мытарствам разработчиков был положен логический конец, когда шведы из Paradox Interactive заметили талантливую студию, раскошелившись, выделили деньги на окончательное завершение проекта.

Казалось, такой пример да всем indie-разработчикам в уши. Но даже издатель с мировым именем не спас игру от налёта бюджетности, независимое происхождение отчётливо видно за версту. А первое впечатление, когда игра поочерёдно прикидывается то The Elder Scrolls 4: Oblivion, то Mass Effect, оказалось обманчивым. В окне генерации персонажа мы педантично выбираем для своего героя не только пол, но и внешность, со всем вниманием к даже самым незначительным деталям вроде ширины лица и висков, глубины бровей. А затем и происхождение главного героя, социальное положение и мотивацию перед началом сюжетной кампании. Правда, впоследствии выясняется, что это не имеет никакого значения, куда более важен бездонный игровой мир Кальрадии, разделённый на пять королевств, фантомно напоминающих реальное средневековье. В нём есть и засушливые степи, и холодный север, и места, напоминающие Западную Европу и Россию. В общем, всё то, что существует в мире реальном, нашло своё отражение в игровом. Наряду с бесстрашными рыцарями умудряются соседствовать жадные правители и разбойники. Игроку во всём этом отводится очень сложно вербализированная и, на первый взгляд, непонятная роль. Фактически главному герою вместе со своим конём оставляют на растерзание обширную игровую вселенную, не ставя при этом никаких целей и задач. С другой стороны, у излишней свободы в контексте обозреваемой игры есть как свои преимущества, так и ощутимые недостатки. И недостатков, кстати, больше. Проблема открытого мира в игре заключается в неумении рассказывать историю красиво и интересно. А так получается, что нам даётся множество возможностей, но никто не знает, что с этим в итоге делать. Может, именно за этим скрывается тайный смысл Sandbox-RPG, ведь нам предлагают написать собственную историю героя. Единственный камень преткновения - это сомнительная реиграбельность. Несмотря даже на то, что мы можем захватывать и подчинять своей воле целые королевства, формировать собственные войска, заниматься торговлей и вести дипломатию. В конечном итоге всё сводится к тому, что значительное игровое время мы тратим на выполнение односложных поручений и общение с одним и тем же контингентом людей с несчётным количеством скучных и предсказуемых диалогов. И оттого, что ты скачешь на лошади по заснеженным лесам или где-нибудь в степи, смысл не меняется. Внутриигровые локации страдают синдромом Mass Effect, когда игровые миры изначально, по заверению разработчиков, многообразны, но если копнуть глубже, выясняется, что отличия эти сугубо погодные и климатические, структурно они мало чем отличаются, а все игровые локации сделаны методом банального "копи-паста".

Но иногда на все эти ошибки и недочёты геймдизайнеров хочется закрыть глаза, да и есть ли смысл оценивать игру по тем же критериям, что и другие современные тайтлы. По всей видимости, у неё в этом плане совсем иное предназначение. Mount&Blade, по своему сеттингу и механике, застряв далеко в прошлом, в равной степени близка к шедеврам раннего российского геймдева - "Космическим рейнджерам" и серии Корсары. Так уже никто не делает, и типичному обывателю, избалованному синтетическими блокбастерами и некстгеном, найти для себя по-настоящему что-то стоящее в ней будет тяжело. Mount&Blade, в основном, усваивается на рефлекторно-подсознательном уровне, являясь, по своей сути, олдскульной RPG для эстетов и романтиков, функционируя, в основном, на едва заметных мелочах. Таких, как реализация верховой езды с бесконечными по времени гонками по игровым просторам и смертельные бои с протагонистами. Именно в такие минуты у обозреваемой игры пробуждается второе дыхание и просматривается то жанровое достижение разработчиков, которое автоматически вписывает Mount&Blade в разряд "не такая как все". Другой такой игры, где бы с таким пиететом обращались к езде на лошадях и кавалерийским боям, нет и вряд ли предвидится вообще. Временами даже кажется, что игру делали специально для этого.

Самое же занятное в судьбе Mount&Blade - это то, что с финальными титрами пищи для ума не становится меньше. Разработчики позиционируют своё детище не иначе как пробная бета-версия. И лишь только от сильных мира сего зависит, перерастёт ли она во что-нибудь значимое. Что же до нас, то каждый для себя должен решить сам, готов ли он к такому специфическому времяпрепровождению, когда под боком стынет Fallout 3.

Сергей КОРОТКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

44 за 2008 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!