Название в
оригинале: Fallout 3 Издатель и разработчик: Bethesda Softworks Издатель и локализатор в России: "1C" Жанр: Action RPG Системные требования: Windows XP/Vista, RAM 1Gb (XP)/2Gb (Vista), CPU 2.4 Ghz, video DX 9.0c 256Mb Оценка: 10 |
Прежде чем вникнуть в суть третьей части, следует понять, что представляли собой две предыдущие игры серии. В 1997 году, без шумного запуска и презентаций с "Хаммерами" (чего в то время игровая индустрия себе позволить никак не могла) небольшая студия BlackIsle под руководством издателя Interplay, уже зарекомендовавшего себя в игровом мире, выпустила РПГ, изменившую представление о жанре. Игра обладала скромным движком, выдающим весьма посредственную картинку, и была довольно-таки болезненным программным браком. Но то, что разработчики сотворили с дизайном, игровой системой и, собственно, игровой вселенной, заставило поклонников жанра ночи напролёт сидеть перед экранами мониторов, а на следующее утро восторженно рассказывать о своих приключениях в постъядерном мире.
В основу игры легла ролевая система S.P.E.C.I.A.L (аббревиатура от ключевых характеристик персонажа: Strength, Perception, Endurance, Charisma, Intelligence, Agility, Luck). На группы характеристик в данной системе "завязаны" навыки, чьё базовое значение уменьшается или увеличивается в соответствии с ними. Игрок был волен выбрать на первом уровне три главных навыка, получая к ним бонус и возможность развивать их быстрее других способностей. Что интересно, некоторые из навыков были вторичны - брать их в "костяк" было нерезонно. То есть, они были, скорее, показателями. Так, навык "первая помощь" увеличивал эффективность применения лечащих предметов и наркотиков, однако его прокачка была вовсе нерациональной, в сравнении с развитием навыков науки, красноречия или использования оружия. Однако это, скорее, особенность, нежели минус. Фирменным блюдом S.P.E.C.I.A.L. являлись перки - особые черты. Вначале вы могли выбрать две такие особенности, модифицирующие вашего персонажа, что здорово сказывалось на его персонификации. Например, перк "Ночной житель" давал бонус к вашим параметрам ночью и штраф днём. В дальнейшем наш подопечный получал перки в зависимости от ориентированности его "прокачки". Это было действительно интересно. Чего только стоят такие "умения", как "Камасутра" или "Таинственный незнакомец".
Игра была исполнена в изометрической графике. Геймплей чередовал свободное передвижение с пошаговыми боями, в которых мерой продолжительности хода являлись Очки действия, количество которых зависело от ловкости героя.
Антураж Fallout - одно из главных достоинств игры. События разворачиваются в мире, пережившем ядерную войну, уничтожившую всю земную цивилизацию и загнавшую многих людей в подземные убежища. Надо заметить, идея убежищ является важной философской частью игры. Во-первых, как вы догадались, их на всех не хватило. Во-вторых, их главным предназначением оказалось не спасение людей от ядерной зимы, а проведение бесчеловечного социального эксперимента. Двери одного из убежищ так и не закрылись - его целью было изучение влияния на людей радиации, в другом убежище на 1000 вошедших приходилась только одна женщина, третье было перенаселено, автоматы для производства еды четвёртого были разработаны для вырабатывания только жидкой каши... - всего 122 эксперимента.
Главный герой, выходец Убежища №13 (эксперимент - не допустить вскрытия в течение 200 лет), отправлялся в неизвестный ему мир в поисках чипа по очистке воды, необходимого для выживания всего убежища. Местом действия была Калифорния, превращённая третьей мировой войной в выжженную пустошь (Wasteland).
Ключевая особенность стиля игры заключалась в ретро-футуризме - совокупности представлений о будущем людей, живших в середине двадцатого века. Ламповые проигрыватели, издающие хрустящий джаз, грузные хромированные автомобили "Крайслер", роботы, словно сошедшие со страниц книг фантастов тех времён, огромные компьютеры... Именно таким предстал перед нами мир Fallout образца 2077 года. Стоит заметить, что стиль тех времён выглядит в игре столь выгодно не просто так. Архитектура барокко; казалось бы, идиотский оптимизм, соседствующий с видимостью идиллии и, конечно же, приторные улыбки - всё это не что иное, как характерные черты западной культуры того времени, общества, пытающегося вырваться из великой депрессии - последствия минувших мировых войн. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы провести параллели с вымышленным миром Fallout, где люди строят жизнь на руинах, оставленных ядерной войной. Вы играете и видите вокруг себя планету, поражённую величайшей катастрофой, где на каждом шагу смерть и жестокость, несправедливость и злоба. Но... Вы говорите с гниющим заживо мутантом, а он отпускает искромётную шутку о своей судьбе... и вы улыбаетесь ему. Понимаете? Стиль Fallout - это воскрешение из пепла, это лучик надежды, пробивающейся сквозь тёмные тучи. Именно поэтому, когда мы говорим о стиле этой культовой игры, мы имеем в виду не столько её уникальный дизайн, сколько неповторимый дух, пронизывающий её насквозь.
Обе части собрали очень небольшие продажи, что совсем не помешало им стать культовыми, в особенности на территории бывшего Советского Союза. Но всё же студия BlackIsle была закрыта в 2003 году из-за банкротства Interplay. Последовавшая за этим продажа всех прав на вселенную Fallout компании Bethesda, создавшей серию The Elder Scrolls, выглядела как реквием по шедевру. Продолжение гениальной по своей сути РПГ теперь делали другие люди. Когда появились новости о том, что Falout 3 будет базироваться на той же технологии, что и Oblivion, поклонники испытали настоящий шок. Все прекрасно помнили на примере Fallout: Tactics, что бывает, когда игру делают "не те люди", к тому же никто не хотел выхода TES: Fallout. Благо, Bethesda понимала возложенную на неё ответственность.
Конечно, вышедший Fallout 3 - это не та игра, которая призвана покорить лишь тех, кто испытывает благоговейный трепет перед аббревиатурой РПГ, кто когда-то с упоением играл в непревзойдённые шедевры жанра ролевых игр. Это игра для всех. В зависимости от ракурса, с которого мы его рассматриваем, он может быть похож на всё что угодно. Fallout 3 может представиться и шутером с ролевым элементом (как какой-нибудь Deus Ex), и ответвлением серии The Elder Scrolls, и неким подобием "Сталкера". Что и говорить, однажды я разорвал на части большую группу гулей, используя дробовик и обладая навыком "кровавая месса"... Serious Sam 2... как бы парадоксально это не звучало, но, по большому счёту, не хватало только комментария главного героя в духе "I like bananas". Что самое поразительное, несмотря на всё это, Bethesda Softworks пошла навстречу фанатам серии и избрала для себя беспроигрышную стратегию, внеся минимум изменений в ролевую систему, стилистику сеттинга, перечень предметов и возможностей. Благодаря этому мы получили продукт, глядя на который, с уверенностью можно сказать: "Да, это другой Fallout, он не похож на классический, но хуже от этого не становится. Теперь даже не придётся сжигать офис Bethesda!". Слёзы счастья наворачиваются на глаза, когда понимаешь, что игра, которую мы ждали 10 лет, на 10 из 10 баллов. Однако у этой победы горько-сладкий привкус, так как по 100-балльной шкале Fallout 3, скорее, 95, чем апогей создания компьютерных и видеоигр. Что же не так? Во-первых, Bethesda перегнула палку с похожестью на серию The Elder Scrolls. К сожалению, заимствованием движка дело не ограничилось. В Fallout 3 мы больше не увидим скитания по пустыне со случайными и секретными встречами... Нет, теперь путешествие по миру реализовано с максимальной похожестью на недавний Oblivion. Лично мне кажется, что они зря это сделали - "перемещение по глобальной карте" было очень важным элементом классического геймплея. Впрочем, по всему миру не удастся скакать "в два клика" - зачастую приходится хорошенько походить на своих двоих, что положительно сказывается на духе приключений. Кроме того, когда вы ложитесь спать в кровать на один час, чтобы восстановить здоровье, когда NPC "приветствует" вас репликой "Я слежу за тобой", когда вы прыгаете по локации как лягушка через местные валуны и ухабы... то это The Elder Scrolls. Я даже не говорю про приближение лиц собеседников во время разговора и детали интерфейса. Помимо этого, с улиц исчезли дети, истощённые наркоманы, карлики, ниоткуда более не доносятся крепкие выражения... Нещадная цензура. Благо, игра не лишилась того, за что её можно воздвигать на пьедестал почёта. Играя в неё, вы действительно проникаетесь её миром, её атмосферой. Здесь по-прежнему есть Магнум .44, "Братство стали" и огромная дверь Убежища наподобие исполинской шестерёнки: все те образы, шарм которых так сложно передать словами.
Местные квесты - образчик для представителей жанра. Каждый квест имеет в себе нечто уникальное, что действительно захватывает вас. Нет банальности, нет "пойди, принеси; пойди, убей", нет легионов никчёмных заданий, призванных накручивать продолжительность игрового времени - авторы сделали ставку на качество взамен количества. На нашем пути мы встретимся с рядом нетривиальных задач, таких, как разрядка неразорвавшейся атомной бомбы, вокруг которой построен город, или спасение своего отца из виртуального мира, созданного в стиле 50-х годов и, естественно, чёрно-белого. Последняя вещь выглядит настолько потрясающе, что все претензии к игре как-то сразу застревают в горле.
В данном плане прогадали разве что с сюжетом. Рассказанная в игре история, может, и вызывает какие-либо чувства, но её финал выглядит, мягко говоря, очень странно. Кроме того, вы, опять же, идёте искать небезызвестный Г.Э.К.К. (Комплект по созданию Города-рая из второй части) и уничтожаете "Анклав". Местами история напоминает "мыльную оперу", исполненную без особого энтузиазма, а когда вы встречаетесь с гигантским человекоподобным роботом, который громогласно произносит антикоммунистические реплики, начинает отдавать трешем. Расстроили всего лишь четыре концовки и отсутствие свободного режима после прохождения. Впрочем, иронии игре не занимать, так что всё не так уж и плохо.
Несмотря на то, что Fallout 3, на первый взгляд, напоминает FPS, не поддавайтесь иллюзии: в игре реализован аналог пошаговой системы боя (V.A.T.S.). Работает он наподобие тактической паузы как, скажем, в Knights of the Old Republic: вы указываете чем, как и в какую часть какого врага стрелять, а затем ваш персонаж начинает делать свой ход, который измеряется в очках действия (да, да, именно тех - из Fallout 1 и 2). При этом время замедляется, и наш герой синематично расправляется с недругами, демонстрируя при этом набор впечатляющих анимаций. Недруги же разлетаются по углам в духе американских вестернов, а иногда эффектно разрываются на части, грея нашу душу своей гипертрофированно-жестокой кончиной. Всё так же, как и раньше - красота. Есть ситуации, когда врагу придётся десять раз выстрелить в голову, чтобы он, наконец-то, умер, есть и "one shot - one kill", есть и гранаты.
Очень важно упомянуть о нововведении в генерации персонажа. Первые минуты игры вы станете свидетелем взросления вашего героя от младенца до юноши (девушки). Во время рождения вы выбираете пол, через год - основные характеристики S.P.E.C.I.A.L. и т.д., переносясь к более поздним эпизодам вашей жизни. Выглядит чарующе. Впервые подобная задумка реализована в компьютерной игре по-настоящему честно. Особенно забавно выглядит тест G.O.A.T. - вы буквально сидите в учебном классе и проходите шуточный тест на профпринадлежность (как тесты на определение класса из TES, но выглядит куда забавнее).
Преобразованиям не мог не поддаться и интерфейс. Инвентарь, характеристики персонажа и многое другое слились воедино в "PipBoy 3000", в который, помимо всего прочего, был добавлен один из самых замечательных контентов в истории игровой индустрии - радио. От радио в том же GTA его отличает то, что большинство значимых действий игрока освещается местным диджеем (не без юмора, надо заметить). Появляется чувство, что "Столичная пустошь" (действия игры происходят преимущественно на развалинах Вашингтона) далеко не так безжизненна, как следует из названия.
Итак, прочитав статью, вы видите, что Fallout предстал перед нами в ином, перерождённом воплощении, одновременно сохранив многое из прошлого и показав себя совершенно новой игрой, следующей современным тенденциям. Что ни говорите, но, когда игра, повествующая о воскрешении из пепла, после стольких лет забвения возвращается подобно сгоревшему фениксу, то это невероятно красиво.
P.S. Как вы понимаете, уважаемые читатели, Fallout 3 разительно отличается от своих предшественниц и, скорее, представляет собой игру, которую стоит рассматривать как самостоятельную. Но с другой стороны... War. War never changes...
Евгений ХОМЕНКО
и Vash the Stampede
Горячие темы