Особенности национального рынка компьютерных мышек

A4Tech, Genius и Logitech ждут прихода Microsoft

По статистике, на каждый проданный ПК в течение гарантийного срока приобретается, в среднем, от 1,3 до 1,7 мышки. Несмотря на кажущуюся несерьёзность этого рынка, в одной только Беларуси он оценивается в миллионы долларов.

Система продаж высокотехнологических потребительских товаров характеризуется моделью, когда основной рынок делят между собой несколько крупных всемирно известных брендов, а большое количество производителей масштабом поменьше соревнуются за оставшуюся небольшую долю. Для сектора компьютерных мышек в Беларуси такая схема справедлива с большой натяжкой. Традиционно в нашей стране основой в данном секторе рынка являлась конкуренция множества торговых марок компьютерной периферии, преимущественно китайских производителей, борющихся за потребителей благодаря невысокой цене на свою продукцию в бюджетном сегменте. Последние годы, правда, в связи с ростом уровня жизни стала заметна тенденция перехода потребительского интереса к более дорогим моделям. Производители отмечают, что если раньше до 70% продаж мышек составляли OEM-образцы, то за последний год доля OEM-техники уменьшилась до 40%. Одновременно в нашей стране растёт спрос и на мышки high-end класса. Производством высококачественных мышек также "балуются" такие столпы IT-рынка, как Hewlett-Packard, Samsung, Sony и ASUSTek, продукция которых поставляется в Беларусь.

Особенности белорусского рынка иногда рождают показательные феномены в бизнесе. Например, приход одного из крупнейших мировых производителей компьютерной периферии Logitech, несмотря на недостаточную развитость розничных сетей компьютерной техники в Беларуси, продемонстрировал уникальные показатели. По результатам продаж мышек в пересчёте на одну торговую точку по всей розничной сети партнёрских сбытовых компаний Logitech лучшим в СНГ оказался реселлер из Республики Беларусь. Что интересно, даже при скромных возможностях белорусской розницы до 60% официальных продаж мышек осуществляется именно через розничные магазины. Так или иначе, но все мировые игроки уже пришли в нашу страну, однако наибольшая активность на рынке наблюдается со стороны компании Logitech. Эта фирма занимает, как минимум, 30% рынка в Беларуси, по оценке регионального директора компании в СНГ Романа Монина.

Впрочем, Logitech является лидером только по объёмам денежной выручки. Если говорить о количественном сбыте, то здесь доминируют мышки A4Tech, получившие огромную популярность в нашей стране.

Cотрудник представительства Logitech в СНГ Евгений Марьин считает, ссылаясь на корпоративные экспертные оценки, что уровень серого рынка компьютерных мышек в Беларуси не очень высок и составляет менее 10%, если не меньше. По их оценкам, даже самая примитивная проводная мышка сейчас объективно не может стоить меньше $9. Вместе с тем, на белорусских интернет-сайтах несложно найти предложения о продаже мышек той же A4Tech по цене $5. На мышки некоторых неизвестных торговых марок можно увидеть цену и в $3. Эти факты говорят о признаках серого рынка.

Впрочем, серый рынок никому особо не мешает. Сейчас в официальной торговле рост рынка составляет 50%, что позволяет торговым компаниям завозить "маркетингово раскрученные" модели мышек, и они просто будут "сметаться" с полок магазинов без особых усилий со стороны производителя. Несмотря на большой ассортимент конкурирующих между собой производителей в нижнем ценовом сегменте, Logitech успешно продаёт дорогие мышки в ценовом диапазоне от $30 до $200.

В схожем ценовом диапазоне, не уступая в качестве продукции, на рынке Беларуси представлены мышки производства компаний Apple и Microsoft. Правда, маркетинговая активность брендов куда более скромная, хотя на Западе эти компании очень жёстко конкурируют с Logitech. Некоторые производители, такие, как Genius, пытаются позиционироваться с разными моделями мышек в широком ценовом диапазоне от $3 до $100, но такой подход за несколько лет не поборол у белорусских потребителей имидж Genius, как торговой марки low-end сегмента.

На мировом рынке амбициозный вызов Logitech бросила компания Microsoft, месяц назад официально анонсировав новые модели мышек, работающих на уникальной технологии BlueTrack ("голубой лазер"). Технология BlueTrack позволяет пользоваться мышкой на прозрачных и блестящих плоскостях, а также на сильно неровных и шероховатых поверхностях, включая, как указывается в релизах, тело человека. Если углубляться в технологические аспекты, то в BlueTrack так же, как в давно существующих лазерных мышках, используется когерентное излучение света, но более высокой частоты. Как в традиционных мышках, в разработках Microsoft используется собирающая линза, но по своим параметрам соответствующая приёму лучей голубого лазера.

Однако, в той же Logitech, естественно, не считают вывод на рынок новых мышек Microsoft на голубом лазере серьёзным конкурентным ударом, хотя их исследовательские лаборатории пока не выдали на-гора ничего подобного.

- Какой-то технологической революции в применении голубого лазера для мышек нет. Немногим пользователям требуется работать на коленке. У Logitech есть высокоточные модели мышек с разрешением 3200 dpi на традиционном лазере, которые удовлетворяют наивысшим требованиям компьютерных пользователей. Практическая ценность голубого лазера для создания мышек не очевидна, целесообразность такой технологии под вопросом, - заявил специалист компании Logitech по направлению B2B Сергей Деркач.

Интересно, что цена на одну из анонсированных мышек Microsoft и на схожую по техническим характеристикам модель мышки Logitech одинакова и составляет $100. В Беларусь новые мышки Microsoft пока не поставлялись. Несмотря на то, что у американского IT-гиганта есть в РБ солидные местные дистрибьюторские партнёры, официально никто из них пока не имеет разрешения представлять здесь майкрософтовские мышки. Тем не менее, есть крупные белорусские компании, желающие заниматься таким направлением, которые подали заявку и ждут ответа на дистрибьюторский статус по мышкам от Microsoft. Так что в скором времени потребителей могут ожидать интересные новинки компьютерных мышек, а рынок - определённое изменение расстановки сил.

Александр ОАКЛИ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

43 за 2008 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!