Наверное, на всём постсоветском пространстве, несмотря на изрядную его географическую протяжённость, не найдётся взрослого человека, который никогда не слышал бы о растратах государственных денег при закупках. В том числе и в тех случаях, когда эти закупки касаются сферы информационных технологий...
Хочу подчеркнуть, что в данной статье критикуются не все чиновники скопом, а только те из них, которые запускают руку в государственный карман.
Конечно, каждому хочется жить хорошо, и понять чиновников тоже можно. Учитывая, что и размеры растрат при различных тендерах, связанных с закупкой компьютеров или автоматизированных систем, не так уж и велики, по сравнению с оборонной сферой или природными ресурсами, где и деньги крутятся куда большие, и возможности для их, так сказать, утилизации, куда шире... Однако экономия часто начинается с мелочей. И потому, если начать наводить порядок в сфере госзакупок, связанных с ИТ, то есть надежда на то, что когда-нибудь удастся навести порядок с ними и в остальных сферах. И хороший пример в этом плане подаёт наша восточная соседка Россия, где уже начались заметные подвижки в направлении экономии государственных денег и защиты их от длинных рук алчных чиновников.
Заголовок для этой статьи выбран не случайно. Дело в том, что рыночные принципы, внедрённые в процесс закупки государством чего-либо (в данном случае, конечно, раз мы говорим об ИТ, то какого-то оборудования, программного обеспечения или технологий), способны существенно снизить затраты на него. Чтобы не быть голословным, приведу данные, опубликованные газетой "Известия" со ссылкой на Федеральное агентство по информационным технологиям (ФАИТ).
Теперь в России закупки компьютерной техники и программного обеспечения нужно проводить на аукционах - пока, правда, не все, а только 80%. Но это уже дало первые результаты. Проект "Развитие подсистемы мониторинга СМИ в интересах администрации президента", на который в ФАИТ выделили 40 млн российских рублей, в результате обошёлся всего немногим больше 15 млн (экономия составила 63% от начальной цены). Компания "Когнитив технолоджиз", которой достался в итоге контракт, считает его выгодным. Прошлогодняя аналогичная закупка, проведённая не на аукционе, а на конкурсной основе, и отошедшая НИИ "Восход", обошлась ФАИТ в 35 млн - разница видна без калькулятора. Объясняется такая разбежка, впрочем, просто: председателем конкурсной комиссии был замдиректора этого НИИ. Ещё хорошие примеры - система обеспечения деятельности Высшей аттестационной комиссии, которая, согласно смете, должна была стоить двадцать миллионов рублей, а обошлась реально всего в девять, или система выписки штрафов при фиксации нарушений правил дорожного движения видеокамерами (4,95 млн вместо 45 млн).
Как видите, введение аукционов позволило России сэкономить на каждом из этих проектов весьма ощутимые суммы, часто сопоставимые с итоговой стоимостью проекта, а кое-где и превышающие её. В общем-то, причина этого очевидна: если на конкурсе нет никаких определённых требований по порядку снижения первоначальной цены, а есть только такие субъективные критерии, как качество, то на аукционе, согласно законам рынка, побеждает тот, кто сможет предложить госструктуре самый выгодный контракт. Конечно, это всё относится не только к сфере информационных технологий, но дело в том, что именно в ней зачастую сложно определять стоимость итоговых проектов из-за отсутствия по многим статьям государственных стандартов и номативов, что создаёт просто-таки безграничные просторы для разгула чиновничьих аппетитов.
Конечно, аукционы тоже не панацея, особенно для такой страны, как Россия, где традиции вольного обращения чиновников с государственными деньгами имеют давние и глубокие корни. Однако, по крайней мере, это позволяет в какой-то степени уменьшить масштабы данной проблемы, что уже само по себе, в общем-то, неплохо и внушает определённого рода оптимизм.
Конечно, для нашей страны проблема чиновничьего произвола, скажем прямо, не так актуальна, как для России - всё-таки госконтроля у нас боятся, как огня, пусть даже и не все, но подавляющее большинство, а потому махинации проворачиваются более осторожно и разбежка будет меньше бить по глазам. Но всё-таки, уверен, она будет. И почему бы не воспользоваться прогрессивным опытом наших восточных соседей, придумавших отличный способ по-умному сэкономить немного денег на государственных заказах? Ведь сэкономленные деньги смогут снизить налоговую нагрузку на жителей Беларуси и на не слишком крепко стоящий на ногах белорусский бизнес. Но, наверное, мы с вами всё-таки не дождёмся в ближайшее время всего этого по той причине, что государственная машина по своей природе инертна, и чтобы в ней произошли какие-то изменения, нужно очень много времени. Что ж, будем ждать...
Вадим СТАНКЕВИЧ,
dreamdrusch@tut.by
Горячие темы