Рыцарь интерфейса Джеф Раскин

Организовать удобное взаимодействие между человеком и компьютером - задача не из простых. Именно её решал на протяжении многих лет гуру пользовательских интерфейсов Джеф Раскин, ставший известным как создатель до сих пор поражающего воображение интерфейса Macintosh.

Пожалуй, рассказывать биографию Джефа Раскина - дело неблагодарное, поскольку она гораздо менее интересна, чем его идеи по поводу организации взаимодействия человека с машиной. Самая, пожалуй, интересная и важная из них состоит в том, что работа проектировщика интерфейсов в чём-то схожа с работой хирурга: главный принцип в ней должен быть - "не навредить". В своих книгах Раскин писал, что можно создать гораздо более удобный для пользователя интерфейс программного обеспечения, чем тот, который практически повсеместно используется сегодня. Что ж, сложно не согласиться с тем, что в современном мире люди в определённой степени стали заложниками компьютеров, которые вынуждают своих хозяев пользоваться неудобными интерфейсами.

Известность Джеф Раскин приобрёл тогда, когда стал тридцать первым по счёту сотрудником компании Apple. Хотя, пожалуй, было бы вернее сказать, что именно с этого начался путь Раскина к званию гуру в области пользовательского интерфейса. Сейчас, к сожалению, сложно уже сказать, каков был реальный вклад Раскина в создание легендарной первой версии компьютера Macintosh, потому что сам Раскин и Стив Джобс, с которым у него были довольно-таки сложные отношения, говорили по этому поводу много противоречивых вещей. Тем не менее, точно известно, по крайней мере, что именно Раскину принадлежит авторство названия популярного компьютера. Он назвал его в честь своего любимого сорта яблок, McIntosh, немного изменив написание, чтобы избежать проблем с копирайтом. Впрочем, конечно, Macintosh был создан не одним только Раскином, и даже можно сказать, что именно в этой разработке множество его идей так и не нашло своего воплощения. Как говорил сам Джеф Раскин, "моя объединяющая программная система первоначально задумывалась как редактор текста и изображений, внутри которого приложения существовали бы как дополнительные команды (доступные через меню), а всё их взаимодействие с пользователем осуществлялось бы через интерфейс редактора. Затем, однако, была использована метафора рабочего стола, разработанная в PARC и применявшаяся в системах Alto и Star фирмы Xerox".

Впрочем, Джеф не отчаивался и старательно продвигал свои идеи среди разработчиков софта. В 1982 году он ушёл из Apple, признавшей его задумки коммерчески бесперспективными, и тогда же основал собственную компанию, названную Information Appliance, Inc. Первый продукт, разработанный его фирмой, SwyftCard, расширение для Apple'овского компьютера, впоследствии совместно с фирмой Canon переделанное в полноценную модель компьютера, оказался действительно провальным в коммерческом плане. И, тем не менее, он послужил отличным средством для практической апробации тех принципов пользовательского интерфейса, которые были предложены Раскином ещё во время его работы над Macintosh. Именно тогда им были созданы первые действительно научные работы в области пользовательского интерфейса компьютерных программ.

Весьма важной идеей, воспринятой практически всем без исключения сообществом разработчиков интерфейсов, была идея об ограниченности человеческого внимания и, как следствие, о необходимости проектировать интерфейсы с учётом этого ментального ограничения. Именно так возникла концепция "прозрачного" интерфейса - такого, который бы не переключал внимание пользователя при работе с программой на себя.

Ещё одной идеей, начавшей воплощаться в жизнь в крупных масштабах сравнительно недавно, была идея Раскина о необходимости отказа от "зоопарка" приложений, ведущих себя зачастую в совершенно аналогичных ситуациях очень по-разному, и замена их на единую рабочую среду, которая своим единообразием как раз и проявляла бы дружелюбие по отношению к пользователю. Сейчас, в эпоху web-приложений и использования браузера как платформы для них, мы вплотную подошли к реализации этой идеи Джефа Раскина. Что касается Windows и подобных ей в плане интерфейса операционных систем, то их Раскин подвергал резкому порицанию: "В современных системах вся работа производится в так называемых приложениях, которые являются наборами команд, подходящих для объектов определенного рода... Сама идея приложения - искусственная, и удобна для программиста, а не для конечного пользователя. С пользовательской колокольни есть лишь контент (набор объектов, созданных пользователем или доступных ему) и команды для операций с контентом. Эти команды обязаны быть независимы от приложений и универсальны для любого объекта в любое время. В формальных системах одно и то же действие пользователя в разных условиях может вызвать разные команды, или вообще не вызвать ни одной. Если команда, применённая к объекту, не имеет смысла, следовательно, объект должен быть автоматически переведён в форму, когда команда обретает смысл. К примеру, проверка правописания во входящем факсе сначала запускает программу распознавания текста для перевода оригинального битмапа в текст. Если же ничего сделать нельзя, система ничего и не делает".

К сожалению, Джефа Раскина с его оригинальными и зачастую действительно революционными для своего времени идеями уже несколько лет нет с нами. Он скончался 26 февраля 2005 от рака поджелудочной железы - недуга, от которого сумел в своё время вылечиться его заклятый друг Стив Джобс. Тем не менее, его дело продолжает сын Аза Раскин, а также компания Humanized, основанная специально для воплощения в жизнь идей Джефа. Humanized известна тем, что ей заказывали разработку пользовательского интерфейса многие ведущие софтверные компании и фонды, в том числе и Mozilla.

Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

42 за 2008 год

Рубрика: 

Кто есть кто
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!