Пожалуй, по-настоящему факт конкуренции блогов и профессиональных СМИ я ощутил тогда, когда знакомый сказал мне, что узнал о запуске Большого адронного коллайдера из блога другого моего знакомого. И я, признаться, сильно задумался... Блоги действительно готовы заменить профессиональные СМИ? Или это явление временное?
В том, что блоги так прочно вошли в жизнь каждого, кто в тех или иных целях использует Всемирную сеть, уже давным-давно нет никакого сомнения. Сейчас, пожалуй, больше вериться в смерть электронной почты из-за того, что люди устанут удалять спам, чем в смерть блогов.
В том, что блоги стали глобальным увлечением всей планеты, нет ничего удивительного. Сетевой дневник стал удивительно удобной вещью практически для всех категорий обитателей Сети. Одни изливают в нём накопившиеся печали, другие используют его как способ заработка, а третьи заводят просто потому, что, вроде как, неприлично уже не иметь блог тогда, когда все вокруг им давным-давно обзавелись... Каждый находит себя в блогах по-своему, и каждый блог - зеркало, если не души, то, по крайней мере, характера того, кто его ведёт.
Впрочем, речь сейчас не столько о блогах, сколько о сообществе, которое складывается вокруг каждого из них. У каждого блога обязательно есть читатели - мало или много, взрослые или не очень, однако они присутствуют в любом случае. У большинства блогов, конечно, читателей немного - это, как правило, друзья или хорошие знакомые того человека, который ведёт данный блог. Впрочем, даже у тех блогов, у которых аудитория велика, именно лично знакомые с автором читатели составляют "золотой" костяк аудитории. Именно эти читатели самые преданные и верные и именно они могут узнавать из блогов своих друзей о запуске БАК.
Журналисты обычно не очень любят блогеров. Это, в некотором роде, профессиональный снобизм. Однако лично я не вижу в том, что блоги успешно выполняют роль, с которой раньше справлялись профессиональные СМИ, ничего плохого. Всё течёт, всё изменяется, и когда появилось телевидение, консерваторы тоже беспокоились, как бы оно не убило газеты. Насколько мы знаем, телевидению это не удалось. Более того, это не удалось пока что даже Интернету - вернее, тем специализированным новостным сайтам, которые успешно воруют контент друг у друга, изредка перемежая его плохими переводами сообщений зарубежных источников.
Дело в том, что, по моему глубокому убеждению, есть ряд профессий, которым просто невозможно обучить ни в институте, ни в ПТУ. Если у человека руки, как метко говорят в народе, растут не оттуда, откуда им положено расти, то ни в одном ПТУ его не сделают хорошим автомехаником, сантехником или плотником. Если у человека плохая память, то ни один институт иностранных языков не сможет вылепить из него толкового переводчика. Ну а если человек в детстве предпочитал не читать, а смотреть телевизор, то и с печатным словом отношения у него сложатся соответствующие. Блогеры, ведущие тематические онлайновые дневники и щедро делящиеся собственными знаниями по различным проблемам, могут дать специалистам гораздо больше, чем специализированная отраслевая пресса, у которой сегодня уже совсем иная задача. Задача заставлять читателя задумываться и помогать ему видеть общие тенденции, а не предлагать ему решения конкретных проблем. Впрочем, конечно, это всё зависит от позиционирования прессы. Если она рассчитана не на серьёзную аудиторию, которую волнуют не только сиюминутные выгоды, то, безусловно, опасаться конкуренции со стороны блогов таким изданиям есть резон.
На самом деле, в нашем мире появляется ежеминутно такое количество важной информации и разных новостей, что ни одно издание не в силах осветить их все. В то же время, пользователям, то есть читателям, могут быть интересны даже те из них, которые для прессы не представляют интереса. Согласитесь, для тех же "Компьютерных вестей" новость о появлении какого-нибудь нового сервиса по раскрутке сайтов в Интернете не слишком интересна. А вот для блога, посвящённого этой самой раскрутке, она как раз, что называется, "в струю". Так что СМИ и блоги находятся просто в разных весовых категориях, и, скорее, дополняют информацию друг из друга, нежели конкурируют.
Справедливости ради стоит заметить, что онлайновые СМИ всё же испытывают некоторую конкуренцию со стороны блогов. Впрочем, как правило, это как раз блоги того типа, которые создают люди, не совсем представляющие себе, зачем им нужен блог, и публикующие в нём исключительно заинтересовавшие их публикации с других сайтов. Вот такие блоги уже достаточно неприятны для СМИ. Они, с одной стороны, служат причиной оттока пользователей с сайтов СМИ, а, с другой стороны, часто служат причиной общих обвинений журналистов в глобальном "копипасте". Но, к счастью, таких блогов немного.
Так что закончить эту заметку можно на весьма оптимистичной ноте. Больше блогов, хороших и разных - вот девиз журналистов будущего.
Вадим СТАНКЕВИЧ,
dreamdrusch@tut.by