"Колеса-самоходы" везде, где нет дороги...

Вот уже более чем за 10 лет своего опыта в тестировании и обзорах самых разнообразных IT-гаджетов, от ноутбуков и цифровых фотокамер до бытовых медиа-плееров и компьютерной периферии, я, пожалуй, ни разу не сталкивался с образцами, которые на самом деле являются одновременно и достаточно серьёзным высокотехнологичным устройством и, как ни странно, отличным средством приятно провести время. Кроме того, признаться, с гаджетами, которые стоят примерно как 10 хороших ноутбуков или плазменных телевизоров диагональю 37 дюймов (это немало, поверьте мне на слово), ~7 б/у скутеров (мотороллеров) или даже как пара подержанных автомобилей в неплохом состоянии, мне ещё не доводилось. Сколько? В районе $10000...

И вот на днях, хотите - верьте, хотите - нет, всё-таки довелось.

Если вы успели посмотреть на картинку, то уже наверняка поняли, что это за агрегат. Да, это тот самый знаменитый Segway, который, кстати, обошёлся своим разработчикам во главе с изобретателем Дином Кейменом в сумму, сравнимую с расходами на самый крутой голливудский блокбастер (около 100 миллионов "зелёных"). При этом даже спустя примерно почти 8 лет после своего появления на рынке этот агрегат всё ещё продолжает оставаться чем-то весьма экзотическим для абсолютного большинства населения Земли. Так, мечта Кеймена сделать своё "детище" повсеместным средством передвижения всё ещё в стадии "созревания". Даже усилия "КВ", вполне подробно рассказывавших о Segway в своих материалах ещё в 2004 году, этому не очень помогли. :)

Вообще, стоит признать, что изобретение Segway всё-таки несколько опередило своё время. Да и некоторые похожие "каталки", выпущенные иными производителями, имели не больший, а скорее, во много раз меньший успех.

Впрочем, на всём протяжении вышеуказанного срока "почить в бозе" Segway'ю всё же не дают. Уже давно разработаны варианты этого аппарата для любителей игры в гольф, курьеров, работников крупных складов, охранников парков развлечений, полицейских, наконец. Даже у Киркорова есть такая "игрушка", ведь запросто приобрести её себе способны лишь люди с довольно приличным уровнем доходов.

Однако практически все перечисленные образцы предназначены, скорее, для езды по более-менее ровным поверхностям - асфальтовым дорожкам, ровным полам складов, просторным коридорам и комнатам коттеджей, хорошо утоптанным тропам в парках, наконец. В частности, для этого очень неплохо годится модель Segway i2. Со сравнительно узкими колёсами, хорошей чувствительностью к управлению и неплохим запасом ёмкости аккумулятора эта модель вполне достойно справляется со своими обязанности.

Однако, не так давно появился ещё один вариант - внедорожный, под названием Segway X2, с которым, помимо i2, мне также удалось познакомиться поближе. Как и любой "внедорожник", Segway X2 отличается от своего "цивилизованного" собрата i2 усиленной конструкцией шасси, рамы и широченными колёсами высокой проходимости. На такой штуке очень здорово гонять по изрядно пересечённой местности в "нецивилизованном" парке или даже в не слишком "дремучем" лесу по грязи, траве, даже мокрой, и вообще - по бездорожью, не завязнет однозначно. Да и мощности двух лошадиных сил движка более чем достаточно для подобных "фокусов". Можно даже прыгнуть с невысокого трамплина, правда - на свой страх и риск, для этого нужен немалый опыт в вождении агрегата. Один только минус - в зависимости от степени пересечённости местности, аккумулятор Segway X2 способен разрядиться раза в 2 быстрее, чем у i2. Нагрузки на двигатель всё-таки покруче будут, чем на простом асфальте.

Впрочем, для тех, кто всё-таки не успел в своё время узнать о, собственно, особенностях Segway, кардинально отличающих его от обычной моторной "повозки" и тем самым делающих его таким экзотически дорогим, небольшая технологическая справка...

Два колеса "самоката" расположены параллельно друг другу по сторонам небольшой площадки для ног. Благодаря технологии Dynamic Stabilization пять гироскопов 100 раз в секунду определяют нарушение балансировки при изменении положения корпуса ездока. Их сигналы поступают на микропроцессоры, которые и вырабатывают управляющие двигателями воздействия. При этом каждое колесо Segway управляется отдельным электродвигателем. При наклоне ездока вперёд аппарат начинает катиться вперёд, и чем больше наклон, тем быстрее. При отклонении корпуса назад самокат замедляет движение, останавливается или катится задним ходом. При наклоне руля влево или вправо электродвигатель соответствующего колеса замедляется, самокат поворачивается в нужную сторону. Кстати, в более ранних моделях Segway вместо наклонного руля использовалась поворотная рукоятка вроде ручки газа на мотоциклах.

Уж не знаю, насколько это было удобно, но, скорее всего, использование в новых модификациях Segway именно наклонного руля оказалось всё-таки вполне разумной идеей.

Заряжается Segway примерно 8 часов с помощью кабеля, разъём которого сильно напоминает стандартный разъём силового кабеля от компьютера.

Прямо на руле аппарата расположен круглый информационный экран-ключ (InfoKey), который легко снять, предотвратив тем самым "угон" Segway'я. Без него аппарат "завести" невозможно. Впрочем, в число аксессуаров, которые можно приобрести к Segway, входит и специальное запирающее устройство наподобие велосипедного.

На экране InfoKey в рабочем режиме демонстрируются скорость езды, уровень заряда аккумулятора и прочая служебная информация.

Кстати, возвращаясь к аксессуарам, нельзя не упомянуть подставку, позволяющую "парковать" Segway в вертикальном положении без использования дополнительных опор. Просто в выключенном состоянии (читай - без ездока) аппарат в самом деле превращается в "качели" и, если его не удержать, просто падает на землю.

Для того, чтобы Segway начал свою работу, достаточно на него просто встать. Как на обычную ступеньку лестницы. Поначалу как-то страшновато, не верится, что эти "качели" не повернутся на осях колёс и не сбросят вас на землю. Но, буквально секунда - две и... о, чудо! Вы стоите и не падаете! Главное - инстинктивно не пытаться упасть самому. Плавный наклон вперёд и вы уже едете... Наклон руля право или влево - поворот. Стоя вертикально и наклоняя руль, можно просто крутиться на одном месте.

Аппарат разгоняется примерно до скорости 18-20 километров в час на ровной поверхности, после чего руль начинает довольно настойчиво "укрощать" ваш пыл, насильно возвращаясь в более вертикальное положение.

Если сравнивать впечатления от езды на обеих моделях Segway, могу сказать, что i2 в самом деле является, скорее, "паркетной" версией. Более тонкие шины колёс, да ещё хорошо накачанные при этом, "помогают" вашим ногам вволю "насладиться" всеми ухабами и ямками неровной дороги. Реакция на руль достаточно быстрая, потому экстремально гонять на i2 я бы не советовал. Эта модель превосходно подходит для спокойной и милой прогулки по городу или цивилизованной сельской местности. Причём, желательно без бордюров, ибо управиться с ними, как, впрочем, и с любыми видами ступенек, i2 не сможет.

А вот модель Х2 уже и в самом деле с претензией на "экстрим". Управление у неё более плавное, что снижает риск "улететь" с агрегата на резких поворотах. Ну а если немножко "приспустить" шины, как это делают в триале (мото-, авто- или вело-), кочки, ямы и ухабы перестают особенно досаждать вашим ногам. Широкие покрышки действительно позволяют без заносов гоняться по грязи, мокрой траве или листьям. Проверено лично в соседнем "нецивилизованном" парке.

Кстати, если не уезжать слишком далеко (я уже упоминал про "прожорливость" Х2), можно устроить себе маленький пикник на природе, сложив припасы в один или два кофра, которые входят в состав опциональных дополнительных принадлежностей и крепятся прямо на несущую раму над колёсами.

Подводя итог всему вышеизложенному, могу констатировать, что, учитывая достаточно высокую стоимость, сложность безопасной парковки в городе и прямую зависимость времени езды от заряда аккумулятора, обе модели Segway, доступные сейчас в Минске, способны оказаться пока что лишь замечательным аттракционом, нежели реальным средством передвижения для подавляющего большинства нашего населения. Это вариант отличного развлечения для гостей на "корпоративе", дне рождения или ещё каком-нибудь празднике, кратковременного катания для собственного удовольствия по улицам на i2 или в парке на Х2 на зависть всем прохожим, но всё-таки настоящим "защитником экологии", как об этом мечтал его изобретатель Дин Кеймен, Segway, к сожалению, станет нескоро.

Иван КОВАЛЁВ,
VanoID@tut.by

Электроскутеры Segway i2 и X2 предоставлены для тестирования официальным представителем Segway в Беларуси (www.segway.by).

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

40 за 2008 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!