Если внимательно просмотреть подшивку новостей на сайтах, специализирующихся на ИТ-тематике, то изрядная их доля придётся на новости о патентовании крупными компаниями разных изобретений, как полезных, так и курьёзных. И это наводит на определённые размышления...
Для чего люди патентуют свои идеи? Самый простой ответ, который всплывает как-то даже, можно сказать, автоматически, - чтобы зарабатывать на них деньги. Действительно, если идея защищена патентом, то тот, кто собирается её реализовать в собственной продукции (не суть важно, в какой - в программах, "железе" или даже в виде расположения столов в собственном офисе), должен будет платить зарегистрировавшему эту идею раньше. Примеров идей, принесших миллионы (а то и миллиарды) своим авторам, множество, и ходить за ними особенно далеко не нужно. Из сравнительно недавних и довольно громких хочется вспомнить, пожалуй, патент на сжатие LZW, собиравший дань в пользу компании Unisys со всех реализаций поддержки графического формата GIF, в котором используется этот алгоритм сжатия. Именно этот патент стал катализатором появления открытого формата PNG, который можно было использовать совершенно бесплатно.
Однако патенты могут помочь не только в тех случаях, когда их авторы рассчитывают получить отчисления за реализацию своих идей. Полезны они и в тех случаях, когда заработок денег планируется иной - компенсация через суд за незаконное использование содержащихся в патенте идей. Судебные иски по патентам способны приносить огромные барыши тем, кто их инициирует, особенно если ответчиками выступают американские компании, а слушания проходят в американских же судах - тамошнее патентное законодательство очень сурово по отношению к своим нарушителям. Есть даже такие фирмы, которые выбирают патентные иски (не абы к кому, конечно, а к богатым и успешным компаниям) основным направлением своей деятельности.
К чему это всё? К тому, что с патентами нужно очень осторожно, особенно если вы собираетесь продавать свои разработки на западном рынке. К сожалению, очень трудно проверить всю патентную базу на всякие изобретения и идеи. Трудно - это ещё очень мягко сказано. Если говорить более реалистично, то это попросту невозможно. Например, если бы вы задумали реализовать в своей программе для чтения, скажем, PDF-файлов, ту функциональность, что описана в патенте Microsoft, связанном с использованием клавиш PageUp и PageDown, о котором писали "Компьютерные вести", то, думаю, вряд ли у вас возникла бы даже мысль о том, что подобную функцию можно защищать с помощью патентования.
Впрочем, конечно, вы можете сказать, что гораздо лучше пойти по тому же пути, что и крупные компании, и патентовать любые мало-мальски перспективные свои наработки, чтобы затем их можно было использовать для добычи денег любым доступным обладателю патентов способом. Что и говорить, идея хороша. Только практическая её реализация сходу сталкивается с едва ли преодолимыми трудностями. Самая главная из них имеет географический или, вернее, геополитический характер. Дело в том, что наше и западное патентные права имеют между собой пропасть примерно такую же, как современные люди и австралопитеки. У нас вы не сможете запатентовать даже алгоритм, не говоря уже о таких вещах, как использование кнопок PageUp и PageDown для тех целей, которые им, в общем-то, изначально и ставились создателями клавиатуры. А для регистрации патента в Америке вам нужно будет для начала переехать в Америку и, скажем, основать там собственную компанию. Легко ли это? Сомневаюсь.
Впрочем, у всего этого есть и определённые плюсы. То есть, если какой-то продукт, созданный здесь для западного рынка и нарушающий какой-то патент (ну а не нарушать какие бы то ни было патенты, как вы уже наверняка поняли, он ну никак не может), станет объектом интереса обладателей нарушенного патента, то вряд ли их интерес сможет развиться в нечто большее. Почему? Потому что собственных Microsoft'ов у нас нет, а перспективы судиться с какими-то заокеанскими нарушителями американцев могут только отпугнуть: даже если подать на них в суд, весьма вероятно, что судебные издержки даже близко не будут покрыты полученной в результате суммой. Правда, остерегаться всё равно нужно, ведь подпортить репутацию можно и без выигрыша в суде, а подмоченная репутация точно приведёт к падениям продаж вашего продукта.
В общем-то, вот и всё, что у меня имелось сказать по данному поводу. Если вы не продаёте на Запад какой-то продукт и даже не задумываетесь о том, что было бы хорошо и прибыльно этим заняться, то приношу вам свои извинения за отнятое время. А вы, кстати, точно не задумывались об этом? А почему?..
Вадим СТАНКЕВИЧ
Горячие темы