Минсвязи внесло в правительство законопроект об электронном документе и электронной подписи. Но завершится этот проект не скоро.
Законопроект предусматривает установление правовых основ применения электронных документов, в частности, посредством определения основных требований, предъявляемых к таким документам, а также правовых условий использования (обращения) электронной цифровой подписи, обеспечивающих признание её равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Любопытно, что государство собирается само контролировать обращение электронных документов и электронной цифровой подписи, регламентные требования к технологии электронной цифровой подписи, создание системы управления открытыми ключами. Это объясняется нынешней ситуацией, при которой "имеет место несогласованность применяемых различными государственными органами и иными организациями способов, правил и решений, используемых при распространении открытых ключей проверки подписи, что не позволяет получить должный эффект применения электронной цифровой подписи и, более того, в перспективе приведёт к невозможности (технической сложности) взаимодействия между отдельными системами электронного документооборота".
Для обеспечения необходимой управляемости законопроектом предлагается именно государственная централизованная система управления открытыми ключами, представляющая собой комплекс взаимосвязанных и аккредитованных в ней удостоверяющих и регистрационных центров. С её помощью каждый, кому необходимо иметь собственную электронную подпись, смог бы её получить, зарегистрировать и использовать. Система должна обеспечивать возможность аутентификации любой подписи, а также защиту открытых ключей от подмены злоумышленниками, или их отзыв в случае компрометации.
В республиканском масштабе такой проект "поднять" за полгода, отведённые на вступление закона в силу, едва ли удастся. По мнению руководителя департамента информатизации Минсвязи Андрея Ильина, пока в этом направлении сделано ещё очень мало. Опыт работы аналогичных систем имеется лишь в банковском секторе, но там гораздо меньшие масштабы, своя специфика и ограниченный круг пользователей. Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ), который и будет заниматься этой работой, предстоит создать целую многоуровневую структуру, в состав которой будут входить центральный и региональные регистрационные центры, удостоверяющие подписи, а также информационный программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий их работу.
Потребуется и дополнительная правовая база, регулирующая всю эту, пока ещё существующую только на бумаге систему. По мнению А. Ильина, необходим также указ президента, который распределит ответственность между всеми участниками проекта.
Эксперты отмечают, что для внедрения электронной цифровой подписи на всей территории республики потребуется не менее пяти лет.
Предшественником нынешнего закона был другой, принятый 4 октября 1999 - "Об электронном документе". Он установил правовые основы применения электронных документов, определил основные требования, предъявляемые к ним, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов. К сожалению, возможностей для реализации довольно прогрессивного закона в то время практически не было. Даже большинство депутатов тогда об Интернете знали только понаслышке.
Настоящее понимание проблемы появилось только в начале нового века, когда правительство утвердило обновлённую государственную программу информатизации на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь". Многостраничный документ предполагал создание информационного пространства страны, в рамках которого планировалось сформировать единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Функции государственного регулирования и управления в сфере информатизации были возложены на Министерство связи и информатизации, ведомство вместо НАН Беларуси стало госзаказчиком "Электронной Беларуси".
Выполнение программы сегодня идёт непросто. Пока из тридцати с лишним проектов завершены лишь несколько. Сказывается то, что до сих пор координирующего и руководящего органа в сфере высоких технологий республики нет (Минсвязи слишком занято организацией инфраструктуры связи в стране) и налицо острая нехватка специалистов в этой отрасли.
Эдуард ТРОШИН
Комментарии
Жалко, что так долго надо ждать...