Дело о чистом небе

Название игры в оригинале: S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо
Жанр: FPS/survival
Разработчик: GSC Game World
Издатель: GSC World Publishing
Cист. требования: CPU 2 ГГц, 128 Мб видео, 512 Мб ОЗУ, 10 Гб свободного места
Оценка: 8

Полтора года назад всё игровое сообщество было потрясено выходом самого ожидаемого постсоветского долгостроя. После шести лет разработки S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl оказался великолепной игрой: красивой, оригинальной и атмосферной. И лишь многочисленные технические проблемы не позволили ряду обозревателей поставить игре максимальный балл. Тем не менее, начало новой игровой вселенной было положено. Сегодня мы поговорим о продолжении игры, которая не только расширила рамки оригинала, но и дала возможность тысячам поклонников вернуться в уютный и знакомый мир Зоны.


Ты помнишь, как всё начиналось...

В привычном понимании S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо - не продолжение, а приквел. Другими словами, события, происходящие в игре, предвосхищают основную сюжетную линию "Теней Чернобыля". Главный герой, естественно, тоже другой. В этот раз игрокам предстоит примерить куртку сталкера-проводника, волею судьбы попавшего под первый крупный Выброс и сумевшего (вопреки всем законам физики и медицины) сохранить себе жизнь. Потерявшего сознание искателя приключений приютила организация "Чистое небо" - полунаучное, полувоенное сообщество, основными целями которого являются изучение Зоны и разгадывание её многочисленных секретов. Справедливо рассудив, что такого живучего сталкера можно эффективно использовать в своих исследованиях, лидер Чистого неба посылает главного героя узнать причину участившихся Выбросов. По мере продвижения по сюжету игрок сможет своими глазами увидеть Зону такой, какой она была до печально известных событий. Ну и, конечно же, ему предстоит узнать, что именно стало причиной расширения границ Зоны и кто за всем этим стоит. Забегая вперёд, отмечу, что история по-прежнему подаётся грамотно: все события логически обоснованы, мотивы главных действующих лиц понятны, а сотни строк диалогов - профессионально озвучены.


Галопом по Европам

Проведя в мире "Чистого неба" несколько часов, понимаешь, что былая структура уровней существенно изменилась - и не факт, что в лучшую сторону. Мир ранней Зоны по-прежнему соткан из полутора десятков локаций, связанных между собой точками переходов. Но если в оригинале герою приходилось постоянно петлять по территориям, частенько возвращаясь в уже исследованные локации, то "Чистое небо" такими нюансами не озадачивает. Единожды встав на рельсы сюжетной линии, игроку предстоит идти только вперёд - по старым и новым локациям, к интригующей (и не совсем чёткой) развязке. Возвращаться к "пройденному материалу" совершенно необязательно, разве что закончить какой-нибудь второстепенный квест, заглянуть к специалисту-механику или решить таки "сдать экзамен" на вступление в один из местных кланов... Думается, излишним будет напоминать, что никаких иных средств передвижения в игре, кроме "своих двоих", не предусмотрено. И наматывать километры придётся очень и очень немало. Дабы хоть как-то снять нагрузку на опорно-двигательный аппарат главного героя (а заодно - и нервную систему игрока), разработчики на каждом участке поставили парочку проводников - ребят, которые за наличные рубли мгновенно доставят вас в одну из доступных им локаций. На деле же толку от них не так уж и много. Во-первых, вся "мгновенность" убивается на корню немалым временем загрузки уровней. А во-вторых, география перемещения проводников ограничивается несколькими пунктами, поэтому попасть туда, куда нужно именно вам, СРАЗУ не получится. Придётся побегать: от проводника до точки перехода, от точки - до другого проводника, а там и через лесок с болотцами - рукой подать...


Работники ножа и топора

Откровенно говоря, основная причина возвращений на предыдущие локации - это механики, основное нововведение "Чистого неба". Эти товарищи всегда сидят на одних и тех же местах (как и торговцы) и за умеренную плату готовы модернизировать ваше оружие и улучшить характеристики комбинезона/костюма. Общее количество улучшений велико: несколько десятков, разбитых по типам оружия (пистолеты, пистолеты-пулемёты, автоматы, дробовики, и пр.). Более того, игроку даже предоставляется выбор между тем, во что именно вкладывать кровно заработанные: оружие можно "заточить" под скорострельность, точность попадания или удобство использования (сюда входит повышение надёжности, увеличение боекомплекта, облегчение конструкции и т.д.). К тому же, в каждом здешнем механике живёт Кулибин - товарищи не прочь овладеть новыми технологиями, поэтому постоянно просят принести им флэшки с заветными чертежами. После получения оных, главного героя одаривают небольшой премией, а главное - становятся доступны новые, ещё более продвинутые, модернизации. И скажем честно, модернизированное "по полной программе" оружие отличается от стандартного как земля от неба. Вот только стоит такая операция пятизначную сумму, а продаётся полностью "прокачанный" ствол за впятеро меньшие деньги. Так что определяться с любимым оружием нужно загодя. Таскать на себе убер-арсенал всё равно не получится - банально не хватит денег.

И вот тут мы плавно подходим к основному минусу касты механиков: все они обладают навыками ремонта и некими смежными способностями к модернизации оружия. Но у каждого свой конёк - любимое направление, в котором он является мастером. Один может из стандартного автомата сделать практически снайперскую винтовку. Другой обожает ковыряться в дробовиках. Третий сделает из простенького бронежилета такой "скафандр", что его не захочется снимать до самых последних уровней. Но всех их разделяет немалое расстояние, поэтому, когда игрок сможет себе позволить усовершенствования наиболее высоких порядков, ему придётся возвращаться к мастеровому через тридевять земель. Увы и ах.


Политика и экономика

Однозначный и бесспорный плюс игры - возможность вступить в одну из местных фракций. Для этого требуются две вещи: завоевать доверие лидера и смириться с тем, что теперь у вас появится ещё один постоянный враг. Первое сделать достаточно просто - нужно соглашаться выполнять все поручения, которые предлагает вожак, и шкала доверия к персоне главного героя будет расти как на дрожжах. При достижении определённого уровня доверительности в меню разговора с лидером появится строчка "вступить в клан". Бонусы вступления в группировку очевидны: арсенал местного торговца становится куда разнообразнее, рядовые члены не брезгуют озадачить дополнительным заданием, да и кое-какие вещички новому члену братства полагаются задаром. Минусы - не меньшие. Каждая группировка имеет ярко выраженного врага, который начнёт палить в героя из всех подручных средств, едва распознает нашивки на его плечах. Учитывая и без того немалое количество негативно настроенных по отношению к главному персонажу людей, стоит три раза подумать, прежде чем наживать себе новых врагов. К счастью, разработчики оставили возможность соблюдения нейтралитета - игру можно пройти, оставшись самим собой.

Экономическая модель "Чистого неба" выглядит более продуманной, чем в оригинале. Более того - как и в жизни, денег всегда не хватает. Новые модели вооружения появляются с завидной регулярностью, поэтому всегда приходится искать, куда бы вложить лишнюю копейку и как бы подороже "сплавить" устаревшее оружие. Увы, торговцы скупают вещи по нагло заниженным ценам, так что "крутиться" приходится постоянно. И одним из наиболее достойных средств заработка является торговля артефактами. На этом моменте стоит остановиться подробнее.


Ищейка поневоле

Разработчики наконец-то вняли мольбам игроков и сделали из поиска артефактов самую настоящую мини-игру. Если раньше это добро валялось буквально пачками по полям и лесам, то теперь артефактов... попросту не видно. Попадаются они крайне редко, и, как правило, либо в самом центре "вредоносной" аномалии, либо в радиоактивной зоне. Причём большинство артефактов ещё и перемещаются! Отследить их и заставить "выпрыгнуть" в обычное пространство можно лишь с помощью специальных датчиков, напоминающих помесь радара с дозиметром. Так что теперь поиск артефактов является крайне увлекательным, непростым и опасным занятием. Как и должно было быть изначально - в полном соответствии с заветами братьев Стругацких.

А вот использовать находки для собственных нужд получится далеко не всегда. Если раньше главный герой мог просто засунуть пяток артефактов в инвентарь, то теперь предметы с аномальными свойствами помещаются в специальные слоты комбинезона. Некоторые экземпляры обмундирования попросту не позволяют это сделать или ограничены единственным слотом. Хотя умелый механик за разумную плату, естественно, сможет "проковырять" в любой одежде ещё одну "дырочку".


Видит око, да зуб неймёт

И под конец - кружка мёда в бочке дёгтя. Графический облик игры сильно облагородили - появилась поддержка нескольких новомодных функций, часть из которых работает только под DirectX 10 и только в Windows Vista. Но и при игре на DX9-настройках картинка радует. В частности, появился новый, самый высокий уровень динамического освещения, благодаря чему любой восход солнца превращается в настоящее торжество светотени, любоваться которым можно очень долго... Увы, но те системы, которые "крутили" оригинал на максимальных настройках, с этой задачей справиться уже не в состоянии. На тестовой системе (GeForce 8800 GTS 640, AMD AthlonX2 5200+, 2 Gb RAM) играть с комфортным "кадражом" можно только при установках "Полное динамическое освещение". Максимальное качество графики могут себе позволить лишь те, кому посчастливилось иметь hi-end-систему.

А вот что огорчает - так это наплевательское отношение разработчиков к качеству релизной версии. Регулярные вылеты в "окна", частые сбои ключевых скриптов и застревание "в трёх соснах" - лишь верхушка айсберга. В релизной версии 1.5.0.0. у многих людей на поздних уровнях игры отказывались загружаться сохранения и не действовали некоторые важные диалоговые фразы, не говоря уже про здорово "поумневших" врагов, которые обладают даром простреливать насквозь толстенные дубы, металлические стены и бетонные конструкции, а ещё метают гранаты на олимпийские расстояния - и с убийственной (во всех смыслах слова) меткостью... Первый патч появился уже на следующий день после выхода игры. Всех проблем он не решил, но с ним хотя бы стало возможным пройти игру до конца. Однако тем, кто желает поберечь свои нервы, рекомендуется начать знакомство с "Чистым небом" через пару месяцев, когда разработчики отловят большинство багов и выпустят соответствующий патч.


Резюме

S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо - достойное продолжение оригинальной игры. Достаточное количество нововведений и интересная сюжетная линия служат неплохим обрамлением для посвежевшего процесса и великолепной визуальной составляющей. Но количество программных ошибок, попавших в финальную версию, просто ужасает. Если бы не этот досадный фактор, финальная оценка была бы существенно выше.

Highcoaster

Игра для обзора предоставлена павильоном №14 Червенского рынка


Тем временем за "Чистое Небо" могут подать в суд

Компания GSC, выпустив ожидаемый многими приквел к С.Т.А.Л.К.Е.Р. под названием "Чистое Небо" на неделю раньше намеченного срока (и на две недели раньше европейского релиза, намеченного на 5 сентября), попала под раздачу расстроенных фанов.

Главная претензия к GSC - ужасающее качество игры в техническом плане. На официальном форуме и в ветках дискуссий на многочисленных сайтах, посвященных "Чистому Небу", начиная с первого дня релиза, накопилось огромное количество жалоб и отчетов о критических багах игры. В отличие от "С.Т.А.Л.К.Е.Р. Тени Чернобыля", который тоже не отличался стабильностью и хорошей оптимизацией, но был в целом играбелен (игру можно было без нервов пройти до конца даже без патчей), "Чистое небо" выглядит совсем уж запущенно. В подавляющем количестве случаев crash'и не только доставляют неприятности (или не позволяют пройти дальше, если связаны с багом скриптов ключевых персонажей), но еще и намертво "убивают" все сохранённые игры.

Большинство купивших игру (а лицензия стоит в среднем $15-20) пользователей сходится на том, что GSC решила использовать российских фанов в качестве бета-тестеров. Первый бета-тест (до выхода игры) принес мало плодов. И вышедший в день релиза первый патч правки хоть и внес, но толку не дал. Поэтому GSC готовит к 5 сентября второй патч, основательно и внимательно собирая данные от игроков. То, что на 5 сентября назначен и выход игры на мировой рынок, только подогрело убежденность фанов, что их тупо используют в бета-тесте. Причём сначала заставив заплатить за это деньги. Видимо, в GSC решили, что выход такого сырого продукта в Европе не просто подорвет имидж компании, а на корню уничтожит доверие к ней.

Возмущение пользователей достигло предела. Вплоть до призывов подать на GSC в суд: воспользоваться действующим законодательством и создать судебный прецедент для других разработчиков. Интересно, получится ли? Или терпимость таки возобладает?

Макс МАГЛЯС

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 2008 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
Да. Багодром да еще и за деньги - вот УРРОДЫ!