На автобусы поставят GPS

Спутниковые навигаторы давно перестали быть редкостью. Сегодня они уже далеко не такие дорогостоящие, как пять лет назад (цена на это "чудо техники" тогда доходила до $1000 и выше). Сейчас их ставят на автомобили, встраивают в телефоны и даже в часы. Вот и Министерство транспорта "раскручивает" проект по установке на автобусы, маршрутки и грузовики систем спутниковой навигации. Правда, у комплекса, который собираются создавать транспортники, будет гораздо больше возможностей, чем у обычных навигаторов.

Работу над новым проектом поручили подразделению, казалось бы, не имевшему отношения к наземному транспорту - Информационно-вычислительному центру департамента по авиации. Но, всему есть своё логичное объяснение. До ввода департамента в состав министерства в последнем не было службы, которая могла бы взять на себя процесс информатизации транспортной системы и внедрение новой техники.

Вначале специалисты ИВЦ предложили транспортникам сделать на основе собственного авиационного комплекса "Сирена" систему бронирования билетов и безналичной их продажи с использованием пластиковых карт. Дело в том, что авиарейсов в республике выполняется не так уж и много, возможности и ресурсы могучей системы едва используются на 10-15%. В результате проведённого Минтрансом тендера коллектив ИВЦ получил заказ на создание такого аппаратно-программного комплекса. Кроме того, предприятию поручили разработать систему автоматизированного диспетчерского управления, с помощью которой планируется объединить всё регулярное пассажирское автобусное сообщение в рамках Беларуси и обеспечить контроль за ним в реальном времени.

Технологии, которые будут при этом использованы, хоть и достаточно сложные, но ныне уже получили широкое распространение. На борт автобусов и маршрутных такси решено установить оборудование, совмещающее в себе функции сотового телефона и спутникового GPS-навигатора. Информация о местоположении транспортного средства в диспетчерский центр будет передаваться по мобильной связи, автоматически. Для контроля за этим процессом разрабатывается специальное программное обеспечение - как для транспортных средств, так и для самого диспетчерского центра. Что касается системы определения координат, то пока в её основе планируется использовать "забугорную" технологию GPS. Но со временем транспортники рассчитывают внедрить и приёмники, работающие с российской спутниковой системой "Глонасс". Подобные комплексы контроля за муниципальным транспортом, кстати говоря, уже эксплуатируются, и не только на Западе, но и в некоторых регионах России, в странах Балтии.

Определение местоположения транспортного средства - только первый этап. Следующим станет организация связи с системой диспетчерского управления. Когда она будет налажена, водитель сможет получать и отправлять данные в общую систему продажи-бронирования билетов. Таким образом, забронировать место можно будет не только на автовокзале или по телефону, но и прямо в пути. Кроме того, на ключевых остановочных пунктах установят табло, на которых будет высвечиваться информация о номере рейса, времени прибытия-отправления транспорта и наличии свободных мест (эти табло также снабдят GSM-устройствами для приёма информации). В развитие системы планируется установить на автобусах дальних рейсов миниатюрные видеокамеры и датчики для подсчёта пассажиров. При помощи камер, которые будут включаться дистанционно с диспетчерского поста, можно будет оценить ситуацию или зафиксировать какое-либо происшествие. Информация о проданных в ходе поездки билетах будет передаваться в диспетчерский центр по сети сотовой связи, либо при помощи обычной съёмной карты памяти по прибытии автобуса на станцию.

В дальнейшем планируется соединить систему с железнодорожной и с авиационной, обеспечив, таким образом, выполнение главной задачи, стоящей перед транспортниками - чтобы в любой кассе любого города можно было приобрести или забронировать билет на любой вид транспорта.

Также планируется организовать систему продажи и бронирования билетов через Интернет (о ней газета уже недавно писала), интегрировав её в упомянутый программно-аппаратный комплекс.

Водительскими терминалами системы диспетчерского управления планируется снабдить не только государственный, но и частный автотранспорт - автобусы и такси. Некоторые элементы комплекса появятся и на грузовых автомобилях - в международном сообщении, например.

Работа по созданию системы уже идёт полным ходом. Для ИВЦ авиации приобретено несколько мощных серверов HP, и этот ресурс по мере необходимости будет наращиваться. Что касается линий связи, то их предоставит "Белтелеком", в распоряжении которого сегодня достаточно избыточных мощностей. Разумеется, система, в целях безопасности, не будет иметь выхода в открытые сети. Она будет соответствовать и всем необходимым стандартам в области защиты данных. Специалисты информационно-вычислительного центра уже получили на свою разработку лицензии Министерства связи и Оперативно-аналитического центра при Президенте РБ (бывшего Государственного центра безопасности информации).

Грядёт и тендер на поставку оборудования. Требования к нему у создателей диспетчерской системы жёсткие - техника должна выдерживать тряску, перепады температур, повышенную влажность и многое другое. Комплектующие системы будут приобретаться у производителей, работающих в Беларуси, и заказом уже интересуются как отечественные, так и зарубежные компании. Стоимость одного комплекта оборудования для установки на автобусе или маршрутке составит порядка 1 млн руб. в базовой комплектации. Месячная оплата за трафик в сотовой сети с одного транспортного средства не превысит 5 000 руб. Связь обеспечит один из белорусских сотовых операторов. Всерьёз, правда, рассматриваются пока лишь два кандидата - "МТС" и "Велком", которых в ближайшем будущем очевидно тоже ожидает тендер на выполнение этого заказа.

Финансирование всего проекта ведётся за счёт инновационного фонда Министерства транспорта и собственных средств предприятий. Многое специалисты ИВЦ делают своими силами - в частности, наладку и тестирование оборудования, разработку некоторых программ. Стоимость внедрения программного обеспечения на первом этапе, по словам Максимени, обойдётся в сумму около 100 млн руб.

Комплекс планируется внедрить в четыре этапа. Первый будет самым дорогим и обеспечит автоматизацию всех автопарков и установку оборудования на автобусах. Второй предполагает внедрение системы на уровне областей и объединений. На третьем этапе вся информация будет поступать на центральный республиканский вычислительный узел, что даст возможность видеть загрузку автотранспорта по дням и часам, анализировать её и принимать сбалансированные решения в области транспортной политики. Пока данные собираются из разрозненных источников, и у транспортников нет законченной и полной картины работы отрасли. На четвёртом этапе планируется обеспечить связь диспетчерского комплекса с системой продажи и бронирования билетов, а также интеграцию контроля за всеми видами транспорта в единую систему. Первый этап планируется завершить к 31 декабря нынешнего года. А все основные элементы системы появятся на транспорте уже в следующем году.

Специалисты предусмотрели и экономические составляющие, которые дадут возможность хотя бы частично обеспечить окупаемость системы. На остановочных информационных табло будет транслироваться платная реклама, планируется внедрить новые услуги в сфере продажи-бронирования билетов.

Немалую пользу от появления новой разработки получит Министерство транспорта, которое сможет контролировать транспортные потоки в режиме реального времени, а также видеть полноценную статистику о загрузке тех или иных маршрутов, интенсивности движения. Вся эта бесценная статистика даст возможность выбора наиболее экономически выгодной модели транспортной сети. Выиграют от внедрения новой системы и пассажиры. Ведь с её вводом в строй уже не придётся гадать, придёт автобус через 20 минут или через 10 - все цифры, с точностью до секунд, можно будет увидеть на табло, причём ещё и узнать, полон автобус или пуст. А значит, будет меньше опозданий на работу из-за транспортных проблем. Более дисциплинированными станут и сами водители, поскольку маршрут их движения будет виден на экранах диспетчерских мониторов.

Эдуард ТРОШИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 2008 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!