Arturia Moog Modular V

"Нашёл прогу Moog Modular от Arturia... Послушал, что там в банках - фигня, такой же ерунды много..."

Высказывание на одном из форумов

Почему в инструментарии наших музыкантов редко встретишь эту программу, хотя она популярна у зарубежных коллег? На самом деле, некоторым действительно лучше использовать сэмплированные звуки Moog'а, чем разбираться в синтезе. Но это не совсем верный подход, тем более подразумевающий потери в тембральном качестве. Интерфейс программы достаточно сложен в освоении. Но не потому, что так пожелали разработчики. Дело в том, что мы имеем дело с эмуляцией чего-то того, что уже было в истории. Например, экспериментов доктора Роберта Муга с аналоговой звуковой техникой.

Большинство из первых аналоговых синтезаторов, среди которых можно также отметить продукцию ARP, Roland, Yamaha и некоторых других фирм, внешне выглядело как закрытые, готовые к работе инструменты. Внутренняя же их структура является модульной. Соответственно, она может расширяться, преобразовываться, предусматривать различные варианты коммутаций.

Муг (Moog) и Перлмен (ARP) были одними из первых, кто увидел за этой модульностью большее. То есть, они вынесли эти внутренние блоки в качестве отдельных подключаемых устройств, из которых можно было собрать действующую схему. Нередко это подразумевало обычную физическую проводную коммутацию по разъёмам, а рабочее место музыканта-творца больше напоминало рабочий пульт телефониста в начале ХХ века.

Впрочем, именно такое видение распространилось и на сегодняшние технологии, потому как очень многое вы собираете из различных блоков. Даже если говорить об уровне подключений обычных плагинов.

В рамках данного материала мы рассмотрим версию Moog Modular V 2, которая хоть и датируется 2004 годом, является самой распространившейся, к тому же в дальнейших продолжениях (в том числе и в составе "одного из" для других продуктов фирмы) было введено немного изменений, концепция сохранена, звучания те же. Программа не вызвала огромной волны популярности, хотя специалистами ценится очень высоко, большей частью среди звуковых дизайнеров, музыкантов, которые ищут уникальные звуки, и всех тех, кому продукция Moog не доступна, а поработать с ней хочется. Такое слабое развитие самого продукта на пользовательском рынке объяснимо ещё и тем, что в последние годы компания Arturia была занята выпуском целого пласта эмуляций великих синтезаторов аналогового периода, коих набралось достаточно много. И оценивать эту продукцию могли только специалисты, способные разобраться в дебрях аналогового синтеза. То есть, Moog Modular V - это уже как бы законченный продукт. А сейчас, как многие знают, Arturia выпустила аппаратный синтезатор, внутри которого "прошито" всё, что до этого мы могли видеть в программных инструментах, то есть, более пользовательскую версию.


Графический интерфейс

По структуре понятен - мы имеем вертикальный каскад из различных модулей. Всё очень напоминает популярный Propellerhead Software Reason. Но... только напоминает. Вертикальный скроллинг не предусмотрен, это неудобно, хотя всё изображение можно двигать вверх-вниз указателем мыши, к тому же есть несколько кнопок, переключающих позицию просмотра. По существу, они несут в себе некоторую дополнительную функцию, а именно - структурное разделение на три ключевые видимые области:

  • Пошаговый секвенсор, в терминологии его называют "step-by-step".
  • Суммарно - это структурный блок из звуковых осцилляторов, шумового генератора, фильтров, LFO, VCA.
  • Клавиатура и контроллеры.

Это подчёркнуто в описании программы, хотя само введённое разделение на видимые области не имеет большого смысла.

В принципе, естественно, что Роберт Муг, экспериментируя со своими модульными системами, подходил ко всему как инженер того времени и не особенно следил за тем, чтобы его техника была понятна музыкантам с обычным уровнем знаний. Те, в свою очередь, обращали внимание на другие решения - готовые "закрытые" инструменты. То есть, данная программа подразумевает видение Муга. Поэтому даём более расширенное описание.


Структурные блоки и взаимосвязи. Синтез

Осцилляторный блок имеет классическую структуру муговских моделей. В данном случае реализованы три так называемые сета, в каждом из которых есть по три простых осциллятора, генерирующие звуковые волны основных форм (синус, пилообразная и так далее). Но структура не так проста, как может показаться на первый взгляд.

  • Во-первых, данные тройки подчинены трём главным управляющим осцилляторам, именуемым Drive. Они, в свою очередь, не являются звуковыми, могут задавать основную частоту для подчинённых, указывать модуляцию и так далее. Таким образом, формируется знакомая современникам система "master-slave". В качестве slave выступают три звуковых осциллятора в каждом из сетов. Впрочем, модуляцию и основную частоту можно создавать и в них самих, в каждом по отдельности.
  • Во-вторых(!), стоит отметить тот факт, что каждый из таких осцилляторов при соответствующей коммутации генерирует сразу четыре формы волны, каждая из которых может предусматривать свою отдельную цепь подключения. Поэтому, если изначально могло показаться, что звук просто формируется только девятью осцилляторами, это не совсем верно. При полном "развороте" схемы у нас получается 9х4, то есть 36 источников.

Как отдельный модуль стоит генератор шума, который может генерировать белый и/или розовый шумы. Этот модуль очень важен в рамках синтеза, потому как позволяет существенно обогатить тембры.


Вычитающий синтез

Да, Роберт Муг известен индустрии как изобретатель субтрактивного (вычитающего) синтеза. Его суть заключается в том, что изначально формируется сложная звуковая волна (тембральная структура), а после путём нетривиальной фильтрации и проведения различных взаимодействий между структурными модулями формируется нужный тембр инструмента.

Поэтому фильтрами различных типов интерфейс Moog Modular насыщен под завязку. Они есть на разных уровнях и различных типов. Причём очень частая ошибка при использовании этой программы - пользователь думает, что интерфейс статичен и ограничен только теми модулями, что отображены. На самом деле это не так, потому как в рамках одного из рабочих окон имеется реконфигурируемая или перенастраиваемая панель, в которой можно загружать и менять элементы. То есть, там вы найдете несколько "новых" фильтров и других подмодулей.

Уровневый баланс между сигналами достигается многоканальным микшером, при этом есть и два VCA, другими словами, два отдельных усилителя на выходе.


ADSR-огибающие и LFO

На самом деле ADSR-огибающие можно применять для абсолютно разных случаев: от программирования поведения инструмента в процессе времени до управления модуляцией и множеством других параметров. Поэтому ADSR-модули вы встретите везде.

Насчёт LFO можно отметить, что есть два таких модуля, хотя и с возможностью расширения их спектра действий.


В завершение

На самом деле очень хорошо, что нашлась компания, которая взялась за подобное, ведь пользователи обычно любят более попсовые решения, когда всё просто и предельно понятно. В рамках рассматриваемой программы такого нет. Мне посчастливилось поработать с оригиналами, то есть старыми аналоговыми синтезаторами Moog нескольких моделей. Программная замена удачна, тембральная точность присутствует плюс огромные возможности для экспериментов. Такая хорошая оценка не связана с особой любовью к продукции Arturia. Например, для меня очень спорна их эмуляция Roland Jupiter, с которым (натуральным прототипом) мне также посчастливилось поработать. Но в данном случае всё удачно.

Как вы понимаете, классическими в нашем понимании звуками муговских моделей ситуация не ограничивается, можно создавать и другие звуки. Это как раз один из тех случаев, когда банки, поставляемые с программой, практически не показывают её ключевые возможности.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

29 за 2008 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!