Скажите, у вас никогда не возникало мысли, что мир сходит с ума? Думаю, такое бывало после просмотра очередной новостной программы по телевизору или после посещения новостного сайта. Но бывало ли у вас ощущение, что немалый вклад во всемирное сумасшествие вносят именно информационные технологии?..
Конечно, обвинить во всех бедах ИТ - дело, скажем прямо, нехитрое. Искать виноватых всегда проще, чем разбираться в причинах какой-либо ситуации. Кстати, о ситуации - я ведь ещё даже не сказал, что именно наводит на мысли о глобальном сумасшествии.
Если присмотреться внимательнее к тому, что творится в мире, то поводов удивляться окажется немало. Лично у меня наиболее серьёзные вопросы возникают в связи с борьбой против пиратства в области распространения цифровой продукцией. Согласитесь, борьба действительно разыгрывается нешуточная: RIAA (Американская ассоциация звукозаписывающих компаний) заваливает суды США исками к тысячам отдельных граждан, к ней подтягиваются киношники, а уж про производителей программного обеспечения нечего и говорить. Эта ситуация характерна не только для Америки: в России, например, тоже закрывались порталы, позволяющие пользователям скачивать MP3-песни, а создатели кинофильмов грозили тюрьмой тем, кто не то что выложит, а даже скачает пиратскую экранную копию их "шедевров".
Что ж, музыкантам и создателям фильмов тоже хочется кушать. И, глядя на самых выдающихся представителей своих профессий (например, на того же Пола Маккартни и Стивена Спилберга), хочется кушать не просто вкусно, а употреблять исключительно изысканные кушанья. Желание понятное и, я бы даже сказал, похвальное. Однако подход к его реализации оставляет желать лучшего: вместо придумывания новых бизнес-моделей, которые позволили бы музыкантам и киношникам оставаться на гребне волны и в мире стремительных потоков байтов, звукозаписывающие и кинопрокатные компании занимаются навязыванием пользователям бизнес-моделей, которые уже очевидно устарели. В результате целям комфортного существования подобных компаний приносятся в жертву интересы слушателей музыки, зрителей фильмов и иных потребителей цифровой мультимедийной продукции. А это, и я думаю, вы со мной согласитесь, не просто неправильно, а даже как-то дико.
Между прочим, говоря о кино и музыке, я как-то обхожу других потенциальных противников цифрового распространения информации - представителей издательского бизнеса. Заметьте, что после закрытия Google Books и других аналогичных проектов они практически не подают голоса по поводу того, что Интернет и файлообменные сети угрожают их бизнесу. И, кстати, тоже не факт, что именно издатели книг послужили самой веской причиной для закрытия Google Books. Во многом, конечно, это объясняется спецификой печатной продукции: всё-таки, как гласит бородатый анекдот, спать, прикрыв лицо газетой, удобнее, чем проделав то же самое с телевизором (или, в нашем случае, с ноутбуком). Книга - это всё-таки что-то большее, чем просто информация на печатных страницах. Но, с другой, стороны, и сами писатели придумывают новые схемы заработка денег своим нелёгким (не верите - напишите книгу) ремеслом. Давно тому назад мне рассказывали о писателе, причём очень известном (к сожалению, о ком именно, я уже успел благополучно забыть), который выкладывал новые главы книги по мере написания на своём сайте. Каждый, кто прочёл все главы и хотел увидеть следующую, должен был заплатить один доллар. При этом автор обещал, что если процент заплативших составит меньше половины, то дальше писать он не будет. Насколько мне известно, книга всё-таки была дописана. Точная сумма гонорара тоже забылась, но исчислялась она числом с пятью нулями. Здесь сейчас интереснее не столько деньги писателя, сколько сама схема получения дохода от книги - она, согласитесь, весьма нетривиальна и эффективна.
К сожалению, ни музыкальные, ни кинематографические таланты не желают напрягать свои возвышенные умы поиском новых способов заработка. Впрочем, кинематографисты всё-таки догадались демонстрировать прямо в фильмах рекламу разной продукции, которая фигурирует там по ходу сюжета. Это уже само по себе неплохо, но можно было бы пойти и дальше - например, по аналогии с находчивым писателем, снимать сериалы и требовать со зрителей деньги за продолжение. Музыканты тоже могли бы вставлять в свои альбомы звуковую рекламу или даже писать песни, посвящённые разным рекламируемым товарам. Почему бы и нет? Спросите, а как же искусство? Так ведь мы сейчас о "кушать хочется", а не об искусстве. В конце концов, западные музыканты вполне могли бы перенять действующую на постсоветском пространстве бизнес-модель - то есть, исполнители получают основные доходы от концертов, а не от продажи дисков, и имеют при этом какой-нибудь дополнительный источник дохода (как правило, что-нибудь вроде собственной сети ресторанов).
Впрочем, думаю, жизнь сама расставит всё на свои места. Шведы уже, вроде бы, собрались узаконить то, что сейчас считается пиратством. Рано или поздно музыкоделам придётся сдаться - слушатели просто возьмут числом.
Вадим СТАНКЕВИЧ,
dreamdrusch@tut.by
Комментарии
Писатель - Стивен Кинг с его книгой "The Plant"
http://www.computerra.ru/lib/362282/