Эффект дежавю

Название игры в оригинале: Mass Effect
Жанр: FPS
Разработчик: BioWare Corporation/Demiurge Studios
Издатель: Electronic Arts ("1C")
Cистемные требования: CPU 2.0 ГГц, видео GeForce 6XXX/ATI 1300XT или лучше, 1024 Мб ОЗУ, 12 Гб свободного места
Оценка: 8

Давно набившая руку на всевозможных ролевых играх, компания Bioware лишь недавно стала отходить от годами поддерживаемого имиджа. Старый графический движок (год от года подвергавшийся пластическим операциям) наконец-то отправили на свалку. Верную ролевую систему D&D (включая многочисленные редакции) послали туда же. Теперь здесь куют модные глянцевые хиты. Красивые, хорошо поставленные, эпические... То, что в компании дует ветер перемен, стало заметно ещё на примере Star Wars-дилогии Knights of the Old Republic, где Bioware позволила себе ряд инноваций. Но время прошло, и компании потребовалась новая "дойная корова". Ею с помпой и положенным в таких случаях пафосом была провозглашена Mass Effect. Многие месяцы СМИ подогревали интерес эффектными скриншотами и обещающими видеороликами. И вот настал час "Ч". Появление Mass Effect расставило все точки над "i": штормовое предупреждение в очередной раз откладывается, имеем - сквозняк. На то, чтобы проветрить комнату, хватит.


Туннельный синдром

Название игре дал эффект, открытый человечеством в недалеком будущем. Во второй половине 23-го столетия люди обнаружили у окраины Солнечной системы устройство внеземного происхождения. Им оказалась своего рода станция - часть транспортной системы, позволяющей мгновенно пересекать огромные расстояния. Вышедшее в "большой космос" человечество с удивлением узнало, что во Вселенной множество разумных рас, причём гораздо более древних и могущественных, чем homo sapiens... Своего рода Верховным советом, регулирующим взаимоотношения всех рас, является Консулат, которым управляют три наиболее достойных расы (и ещё несколько стоят "на очереди"). Защищает Консулат (и помогает ему решать наиболее важные вопросы) сообщество Спектров - особых агентов, наделённых высочайшими полномочиями и уникальными способностями.

Игра стартует как раз в тот момент, когда во вселенной Mass Effect начинают происходить любопытные события. Древняя раса гетов - разумных роботов, о которых ничего не было слышно уже несколько сотен лет, появляется на задворках галактики и совершает нападение на одну из планет. Командор Шепард (главный герой, за которого предстоит играть) волею случая оказывается поблизости и получает задание разведать ситуацию. Во время совместной высадки на планету с представителем Консулата земляне получают шокирующую информацию - им противостоит враг, который находится в тесной связи с одним из Спектров... Теперь Шепарду предстоит не только вывести негодяя на чистую воду, но и оказать противодействие распространению галактической заразы. На кону - вступление человечества в Консулат и следующая за этим "золотая эпоха"...


Лежачий полицейский

Генерация персонажа, в зависимости от чаяний игрока, может протекать по одному из двух путей - быстрому или медленному. Хотите побыстрее ринуться в бой - вот вам готовый супермен, рыцарь без страха и упрека. Есть в запасе пару лишних минут - добро пожаловать в меню генерации персонажа. Выбор пола, краткой биографии и рисование "портрета" при помощи множества ползунков - суть чисто внешние параметры. Куда больше зависит от выбора класса, коих здесь предлагают на выбор аж шесть штук. Солдат может обращаться с любым типом оружия, таскать костюмы высшей защиты и незаменим в лобовом столкновении, плюс - "здоровяк" по натуре. Инженер не такой прыткий и живучий, зато разговаривает с компьютерами на "ты" - легко добывает шифры и взламывает любые системы. Ну а адепт - классический фэнтэзийный "маг". Он крайне уязвим к физическому урону, да и стрелять из чего-либо тяжелее пистолета толком не умеет. Зато всевозможные силовые толчки и обездвиживающие трюки ему удаются лучше всех. Ещё три класса являются гибридами трёх вышеперечисленных - специально для тех, кто предпочитает коктейли чистым напиткам.


Трое в лодке, не считая...

И буквально с первых же шагов отчётливо становятся видны "ноги" Knights of the Old Republic. Шепард путешествует по звездным системам на собственном корабле, который одновременно является и базой. Правда, в отличие от образца из мира "Звездных войн", здешняя посудина куда крупнее - и по габаритам, и по количеству личного состава. Дальше - больше. По всей видимости, Шепард не переносит одиночества, из-за чего любая мало-мальская вылазка на планету протекает в тесной компании последователей. Хорошо хоть членов "бригады" можно со временем менять - это здорово разнообразит прохождение. Кроме того, способности коллег в большинстве случаев "суммируются" с возможностями самого Шепарда, из-за чего неразлучное трио частенько воспринимается как единое целое. Этому же эффекту способствует и режим тактической паузы, которую можно активировать в любой момент времени и раздать бойцам точные целеуказания/распоряжения.

Большинство сражений носят аркадный характер - враги подсвечиваются толстыми красными маркерами (чтоб, не дай бог, не перепутать), а сам бой протекает по схеме "спрятался за укрытие-высунулся-пострелял-спрятался за укрытие". Для большинства оппонентов этого хватает. Лишь в особо запущенных случаях (крупная сюжетная потасовка, "босс" или просто - выбор высокой сложности прохождения) пауза приобретает действительно полезные функции.

Добываемый в боях (а также - по поводу практически любого действия) опыт позволяет развивать особые умения, навыки владения оружием или выучивать новые способности. На дефицит experience points жаловаться не приходится, однако сильно разбрасываться ими также не стоит - лучше сразу выбрать несколько приоритетных направлений и "прокачивать" их по максимуму. А также не забывать хорошенько обследовать уровни и планеты - в разбросанных по округе ящиках и контейнерах непременно отыщется что-нибудь полезное.


Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тоже

Одной из отличительных черт Mass Effect принято считать новый "разговорный движок". На самом деле ни о какой революции речь не идёт, хотя некоторые правильные шаги в этом направлении, безусловно, сделаны. Любой разговор иллюстрируется специальной круговой шкалой, по диаметру которой разбросаны различные варианты ответов/реакции. В зависимости от выбранного варианта, игрок сможет получить совершенно разное продолжение разговора - оппонента можно запросто обидеть, спугнуть или настроить против себя. Кроме того, существует два варианта усиленного воздействия - угроза или лесть/обаяние. Особенно интересно, что в вариантах приводят только суть, смысловую "выжимку" ответа, а слова, которые произносит Шепард, всегда отличаются от написанных. Общее количество диалогов внушает уважение, особенно с учётом того, что все они озвучены профессионалами и демонстрируются с очень эффектных операторских ракурсов.


Фантастический поп-корн

И тут мы подходим к основному - выявлению многочисленных недостатков (или, если быть более точным, "спорных достоинств") игры. Первое, на что обращаешь внимание, это "обложка". На первый взгляд, с этим у игры всё в порядке - Unreal Engine 3.0 выдаёт очень приличную картинку, при этом бережно расходуя аппаратные ресурсы компьютера. Но стоит абстрагироваться от великолепно детализированных лиц персонажей, как понимаешь - более ничего выдающегося в графике нету. Модели героев и окружения находятся всего лишь на стандартном современном уровне, многим текстурам не хватает чёткости, некорректно работают динамические тени.

Второй, и намного более существенный, минус - это заведомая ориентация игры на "поколение Next". То бишь, на тех, кто совсем недавно "вылупился" из информационного кокона и только-только начал постигать этот бренный мир. С точки зрения такого (определенно - молодого) человека, Mass Effect покажется едва ли не шедевром. Отлично прописанные характеры героев, мощная история с эпическим финалом, масса проработанных второстепенных сюжетных линий, дизайн и концепция... Всё здесь есть. Оригинальности - нету. Если вы относитесь хотя бы к поколению первой половины 80-х и не провели последние двадцать лет в тайге, практически ничего нового вы здесь не увидите. Только умелую компиляцию десятков чужих идей, некоторые из которых были слегка переосмыслены, другие - чуток дополнены, а третьи - представлены в новом свете. Но - всё это уже было: в фильмах, фантастических сериалах, книгах, других играх, в конце концов! Плагиатом, вроде бы, и не пахнет, но выделить что-то уникальное практически невозможно.

Ну и третья особенность, на сей раз - довольно субъективная. Дело в том, что Mass Effect напоминает коммерческий голливудский блокбастер - выверенный до последнего пиксела, просчитанный до последнего слова и выражения лица. Всё здесь буквально кричит о расчете. Сотни диалогов "радуют" великолепными операторскими ракурсами и виртуальной мимикой, но оставляют впечатление искусственности и наигранности - местным актёришкам не по силам выдать действительно сильный эмоциональный заряд. Планеты обладают достаточным дизайнерским разнообразием и индивидуальностью - но во время их посещения не оставляет ощущение того, что находишься в специально выстроенных декорациях, где следующая стена может оказаться сделанной из папье-маше. А бои... бои частенько страдают от отсутствия должной мотивации (при номинально присутствующей) и ощущения элементарного драйва - всё это буйство спецэффектов не даёт толком почувствовать страх. Вот и получается, что положительное впечатление от игры во многом зависит от способности игрока верить в происходящее перед его глазами. От умения погружаться в созданный разработчиками мир. Погружаться, несмотря ни на что... Для всех прочих игра может оставить после прохождения не очень приятный привкус. Привкус ещё одного синтетического блокбастера.

Резюме: модная, современная, технологичная игра, которой вполне по силам подарить игроку пару десятков часов удовольствия. Ни в коем случае не прорыв, но действительно добротный, ладно скроенный проект. А если, вдобавок, вы можете отнести себя к впечатлительным людям, смело накидывайте к итоговой оценке ещё один балл.

Highcoaster

Игра для обзора предоставлена павильоном №14 Червенского рынка

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

24 за 2008 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!