GTA 4: успех на всех фронтах
Пока Джек Томпсон и другие "воители" с насилием в видеоиграх пристально изучают контент последнего детища Rockstar Games для создания новых скандалов, ее экшен Grand Theft Auto 4 становится самым значимым явлением не только в игровой индустрии, но и в индустрии развлечений вообще (к ней мы, как правило, относим видеоигры, кино и книги). Продажи четвертой части самого знаменитого гангстерского сериала начались 30 апреля - этой дате предшествовала утечка почти готовой копии игры к пиратам. Несмотря на прогнозы многих скептиков, флибустьеры не стали помехой для нового рекорда - приключения Нико Беллича в Америке разошлись немыслимым тиражом в $310 млн в первый день и $500 млн в первую неделю продаж. Таким образом, GTA 4 смогла заткнуть за пояс не только Halo 3 с ее смехотворными $170 млн в первый день продаж, но и британскую писательницу Джоан Роулинг - издатели книги "Гарри Поттер и роковые мощи" в первый день продаж "наварили" $220 млн. Успех GTA 4 был настолько очевиден, что за ее победным шествием по миру наблюдали не только аналитики, но и представители Книги рекордов Гиннеса. Новоявленный шедевр они планировали включить в специальное издание под названием Guinness World Records: Gamer's Edition. Профессиональное чутье не подвело - 15 мая стало известно, что игра стала самым успешным проектом не только в истории видеоигр, но во всей индустрии развлечений.
Между тем, есть и некоторый негатив, связанный с GTA 4. Во-первых, не самая радостная новость для платформы PC - благодаря GTA 4 розничные продажи консоли Xbox 360 возросли на 125%. Разработчики вполне логично ставят PC-версию игры под большой вопрос - прибыли пока радуют своих издателей, да и Microsoft вряд ли будет в восторге от идеи отказаться от такого консольного эксклюзива. Во-вторых, не все гладко у Rockstar Games с вездесущими ассоциациями, которые выставляют играм возрастные рейтинги. После долгих прений с британскими властями "рок-звезды" добились появления на прилавках Manhunt 2 - дело пересматривалось трижды, однако проигравшая сторона неизменно подавала апелляцию. После своего фиаско британская BBFC клятвенно пообещала самым придирчивым образом рассмотреть GTA 4. Как нетрудно догадаться, схожие отношения у Rockstar Games и рейтингующих организаций и в других странах - экшен наверняка запретят в Бразилии, Австралии и государствах поменьше. Впрочем, поднимаемую борцами с насилием в играх шумиху можно рассматривать как бесплатную рекламу - потрепавшие нервы в судах разработчики не нуждаются в дополнительных капиталовложениях.
Держите вора!
Большому кораблю - большое плавание, а ожидаемой игре - крупный скандал. Все мы помним истории, связанные с кражей исходников Half-Life 2: Episode 2 и недавним похищением бета-версии Assassin's Creed у "Акеллы". Четвертая часть гангстерского боевика Grand Theft Auto, у которого на лбу большими буквами начертано "СКАНДАЛ", не смог спокойно "зарелизиться" - копия GTA 4 для PAL-версии Xbox 360 была похищена пиратами за несколько дней до официального появления игры в продаже. Злополучный дистрибутив немедленно попал на всевозможные торренты и активно скачивался фанатами сериала. Естественно, сотрудники Rockstar Games находились в не самом лучшем расположении духа - "проморгать" кражу игры всего за несколько дней до триумфа дорогого стоит. Самое печальное во всей этой истории то, что похищение GTA 4 могло неблагоприятно отразиться на продажах игры - во-первых, труднее было бы "забороть" амбициозный Halo 3; во-вторых, пришлось бы расстаться с круглой суммой денег от продажи дисков. А деньги Rockstar, судя по всему, очень понадобятся - не столько для мифических "Канар", сколько для оплаты судебных исков от всевозможных противников видеоигр и правозащитных организаций.
"Грешный" аддон
Согласно сведениям, полученным от президента компании Stardock Брэда Уорделла (Brad Wardell), космическая стратегия Sins of a Solar Empire в ближайшее время получит дополнение. В интервью изданию Wired Уорделл упомянул о новых играбельных расах и полноценной кампании, которой не хватало оригинальной игре. Кроме того, стало известно о скором появлении патчей для Sins of a Solar Empire, которые улучшат AI, устранят графические артефакты и как следует оптимизируют приложение для слабых машин.
Ведьмачьи дуэли
Польская студия CD Projekt RED старается получить от тайтла The Witcher ("Ведьмак") максимум выгоды - вслед за обновлением для оригинальной игры разработчики анонсировали The Witcher: DuelMail, бесплатную браузерную игру, основанную на сеттинге сами-понимаете-какого франчайза. The Witcher: DuelMail предполагает дуэли, в которых могут принять участие бойцы трех классов. Победа над соперниками приносит персонажам опыт и деньги, за которые они изучают новые умения и покупают более совершенное оружие/броню. Главным отличием "ведьмачей" браузерки от всех остальных клонов "Бойцовского клуба" является большое количество магических заклинаний, причем исход схватки зависит не от силы конкретного скилла, а от умения пользоваться им - вовремя примененное умение поможет победить даже очень сильного противника. Казуалов же поляки завлекают проверенными приемами - удобным интерфейсом, большим количеством флэш-анимации и узнаваемым стилем The Witcher. Бета-тест The Witcher: DuelMail начался 7 апреля и продлится до 9 мая.
Остановите Уве
"Поклонники" немецкого кинорежиссера Уве Болла решили собрать подписи за то, чтобы уважаемый герр перестал снимать трэшэвые фильмы и вообще оставил видеоигры в покое. Чтобы инициатива выглядела посерьезнее, на сайте www.petitiononline.com/RRH53888/petition.html появилась петиция, согласиться с условиями которой может каждый "увеболлоненавистник". На данный момент собрано свыше 280 тысяч подписей, о чем был незамедлительно информирован сам Уве. "280 тысяч умников не остановят меня", - примерно так выразился режиссер в обращении к прессе. На логичный вопрос "А сколько нужно?", Болл ответил, что нужен, как минимум, один миллион человек. Может, стоит поднапрячься?
Кинг защищает видеоигры
Американский писатель Стивен Кинг (Stephen King) принял участие в дебатах о видеоиграх и насилии, которое зачастую в них содержится. Высказать свое авторитетное мнение Кинга вынудила статья в издании Entertainment Weekly, в которой обсуждался закон, который запрещает продажу игр с признаками насилия молодежи в штате Массачусетс. "Если послушать политиков, то получается, что насилие содержится во всей современной поп-культуре - даже в "Гарри Поттере", которого избивают приемные родители" - сказал Стивен. В качестве главного аргумента в защиту видеоигр автор множества книг привел трагический случай в штате Виргиния, где школьный учитель Чо Сеунг-Хой (Cho Seung-Hui) расстрелял 32 человека. "Первым, на что обратили внимание власти, было увлечение преступника игрой Counter-Strike, однако я считаю, куда правильнее было бы начать с оружия, из которого были убиты люди. Купить огнестрельное оружие в США несложно - будь у Чо пластиковый автомат, беды бы не было".
Антон БОРИСОВ
Фолдинг белков превратили в
компьютерную игру
Потрясающую игру разработали учёные из Вашингтонского университета (США). Программа под названием Fold.it представляет собой модель сворачивания белков в трёхмерные конструкции. Геймер должен попытаться сделать это наиболее удачным образом. В программу будут загружаться реальные данные о настоящих, только что изобретённых протеинах, которые непонятно как сворачиваются. Результаты отправятся через Интернет в центр обработки, где их проверят на суперкомпьютере (это будет с осени, а пока что в программу заложены уже решённые загадки, так что сейчас она выполняет роль тренажёра).
В самом деле, все геймеры нашего мира тратят миллиарды человеко-часов на бесполезные для человечества игры типа WoW, Counter-Strike или пасьянса "Косынка". В то же время они могли бы использовать интеллект более эффективно: например, сворачивая белки на экране своего монитора. Это ведь тоже по-своему интересно.
Один из разработчиков игры, профессор биохимии Дэвид Бейкер, искренне верит, что где-то в мире живут таланты, у которых есть врождённая способность просчитывать в уме 3D-модели протеинов. Какой-нибудь 12-летний мальчик из Индонезии увидит игру и сможет решить задачи, которые не под силу даже суперкомпьютеру. Кто знает, может, такие люди действительно есть?
Каждый протеин (в человеческом теле их более 100 000 видов) представляет собой длинную молекулу. Предсказать, в какую замысловатую форму свернётся эта молекула в тех или иных условиях (и способна ли она вообще свернуться в какую-либо устойчивую форму) - задача высшей степени сложности. Компьютерное моделирование представляет собой ресурсоёмкий процесс, но в то же время критически важный в фармацевтике. Ведь не зная формы белка, невозможно смоделировать его свойства. Если же эти свойства являются полезными, то протеины можно синтезировать и на их базе сделать новые эффективные препараты, например, для лечения рака или СПИДа (Нобелевская премия гарантирована в обоих случаях).
В настоящее время над обсчитыванием модели каждой новой молекулы белка трудятся сотни тысяч компьютеров в распределённой вычислительной сети, однако ученые из Вашингтонского университета предлагают другой способ: не тупой перебор всех вариантов, а интеллектуальный мозговой штурм через компьютерную игру. Количество вариантов сокращается на порядок, а суперкомпьютер гораздо быстрее найдёт правильные параметры фолдинга.
В трёхмерную "развлекалку" Fold.it могут играть все: даже дети и секретарши, которые понятия не имеют о молекулярной биологии. Разработчики постарались сделать такую игру, чтобы она была интересна каждому. А результат игры вполне может стать основой для Нобелевской премии и спасти жизни тысяч людей.
Анатолий АЛИЗАР
Горячие темы