Телевещание на пороге настоящей конкуренции

Исходя из прописанных основных направлений реализации государственной программы внедрения цифрового телерадиовещания в Республике Беларусь до 2015 года, Минсвязи должно до 2010 года организовать наземное эфирное цифровое вещание по стандарту DVB-T в Минске и областных центрах. В настоящее время уже выездные трансляции Национальной телерадиокомпании стали передаваться с места событий на телецентр в стандарте DVB-T, а такие ведущие кабельные операторы, как Минские телевизионные информационные сети, запускают свои экспериментальные телевизионные каналы, формируемые на основе цифровых потоков с высокопроизводительных видеосерверов.

Между тем в республике ожидается приход новых конкурирующих игроков на рынке телевещания в виде телекоммуникационных компаний, представляющих трансляцию по технологии IPTV, и сотовых операторов, предлагающих использовать возможности мобильного телевидения.

Если успех ценовой политики новоявленных поставщиков телевизионного контента пока под вопросом, то социальная среда, готовая потреблять телепередачи в новых форматах, однозначно сформировалась. Ведь, как ни поразительно, если еще 20 лет назад большинство студентов и молодых специалистов в вечернее время смотрели телевизор, то сейчас предпочтение отдается компьютеру. Сложилась даже некая стилистика поведения молодежи в компьютерной виртуальности, которую нельзя однозначно отнести ни к отдыху, ни к увлечению, ни к творчеству. Среднестатистический молодой человек, садясь после учебы или работы за компьютер, одновременно в разных интерфейсных окнах общается в ICQ, читает новости, рассуждает на форумах, ищет нужную информацию, играет в on-line игру и смотрит видеофайлы до поздней ночи. Скорее всего, такая модель проведения свободного времени с годами будет все более доминирующей. То есть, спрос на просмотр телепередач не за семейным телевизором, а за своим персональным компьютером, уже сформирован.

Не вызывает сомнений, что все коммерческие участники рынка телевещания, начиная с традиционных "аналоговых" кабельных операторов, совсем скоро будут конкурировать друг с другом. С течением времени сознательно или бессознательно, но конкуренция будет обостряться, ибо идет большая борьба за потребителя и, соответственно, доходы с абонплаты или рекламной площадки. Тем более что в Беларуси средний потребитель в силу своих ограниченных финансовых возможностей в ближайшие годы будет вынужден выбирать минимальное число вариантов потребления услуг телевизионного вещания.

Телекоммуникационные компании, которые готовятся предоставлять услуги IPTV, согласны с тем, что им придется перво-наперво конкурировать с существующими кабельными операторами телевещания. Причем, будущие IPTV-операторы склоняются к необходимости создания собственных телестудий, ориентированных на создание авторских телевизионных продуктов, чтобы эту конкуренцию выиграть. Между тем, о своих претензиях на участие в предоставлении телевизионных услуг в нашей стране заявила ведущая компания сотовой связи МТС, собирающаяся начать телевещание в стандарте DVB-H.

Вопрос о том, какая технология доставки телепрограмм к пользователю лучше, вызывает бесконечные споры. Причем результаты дискуссий, как правило, мало чем полезны потребителю. Основа цифрового видео MPEG - он и в Полесье MPEG, выигрывающий в пропускной способности за счет разумного уменьшения в качестве. А вот какая из компаний в современных условиях предложит более удобные и комфортные условия предоставления услуги, будет действительно основополагающе определять клиентский спрос и потребительские предпочтения. Если проводное телевидение IPTV, базирующееся на технологии "видео по запросу", сравнивают с ожиданием просмотра фильмов по тому же принципу, как если вы ходили в кинотеатры, то мобильное телевидение DVB-H считается технологией больших городов с максимальной доступностью как в квартире, так и в условиях бесконечных автомобильных пробок. С позиции оперативности доступа, качества и стабильности DVB-H однозначно превосходит IPTV, как показывает практика зарубежных стран.

С точки зрения подключения головного оборудования DVB-H для быстрой организации мобильного телевещания, в сотовой сети никаких трудоёмких операций нет. Просто телесигналы от первоисточников подаются на входные разъемы достаточно компактного шкафчика с конверторами DVB-H. Однако вырисовываются и проблемы, с которыми придется столкнуться МТС в развертывании DVB-H по всей республике. МТС для подсети DVB-H может использовать только свою построенную цифровую транспортную сеть в Беларуси для передачи к сотам первичных MPEG-версий телевизионных каналов, а существующие антенны базовых станций сотовой связи нельзя использовать для передачи дециметровых частотных сигналов DVB-H. Потребуется проводить монтажные работы новых передающих антенных дециметровых блоков с прокладкой фидеров для мобильного вещания в стандарте DVB-H по всем имеющимся антенно-мачтовым сооружениям в республике. А это достаточно большая трудоемкость, требующая времени, помимо работ на монтаж, ещё и на проекты, согласования и импортирование закупаемого достаточно габаритного оборудования. По последним данным СООО "МТС" на 2 мая 2008, в сотовой сети Беларуси эксплуатируются 3487 базовых станций. То есть, в идеале, если не брать в расчет вспомогательные работы, чтобы за год покрыть республику подсетью DVB-H, мобильный оператор должен за день успевать монтировать антенны ДМВ на десяти пространственно разнесенных антенных опорах. Видимо, МТС либо будет внедрять услугу DVB-H постепенно в виде долгосрочной программы, либо остановится на выборочном внедрении мобильного телевидения только в крупных городах.

Пока же, как сообщил "КВ" ведущий специалист по маркетингу СООО "МТС" Максим Хадинский, свободное тестирование DVB-H всеми желающими можно ожидать к концу лета в центре Минска. Кстати, Максим Хадинский склоняется к мнению о возможности выигрыша в конкурентной борьбе только путем предоставления потребителям авторского телевизионного контента. Таким образом, вполне возможно, что через несколько лет при операторе сотовой связи МТС появится собственная телевизионная компания.

Александр ОАКЛИ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

18 за 2008 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!