Про то, что девчонки играют в компьютерные игры меньше сильного пола (и по времени, и по своему количеству), знают все, а насчёт того, какие жанры предпочтительны для прекрасной половины человечества, народ привык рассуждать стереотипно. На вопрос "А какие, собственно, игры для девушек?" принято отвечать "Ну, Симсы, Зума всякая, пасьянсы...", хотя никто даже не задумался над тем, что компьютерные игры вовсе не стоит делить на "для девушек" и "не для девушек".
Так, для многих девушка, играющая в Counter Strike, - это непременно киберспортсменка, которая в своём роде одна на миллион. Хотя, как показывает исследование различного рода форумов, фанаток у CS - хоть отбавляй. Несмотря на то, что в Интернете сообщения в большинстве безличны, о том, что на форуме писала девушка, можно догадаться по окончаниям (играла, пристрелила и т.д.).
Если вы попробуете поискать форумы, на которых девушки сами рассказывают о своих любимых играх, то получите примерно следующие ответы: "Сапёр", "Косынка", Heroes of Might & Magic, Diablo, Tomb Raider, Need for Speed, Counter strike, Resident Evil, Cyberia, Myst, Lineage, World of Warcraft. Ничего не напоминает? Например, список ваших любимых игр? При этом я не выписывал всё подряд, а честно брал популярные ответы. И ещё - обратите внимание, что перечислены были только компьютерные игры. Думаю, если бы на постсоветском пространстве были распространены консоли, то список был бы пополнен и за счёт видеоигр. Причём я в этом уверен, так как много раз читал в обзорах последних игровых выставок о том, что их юные посетительницы (лет шестнадцати) с удовольствием играли в God of War и Devil May Cry. В подтверждение можно также предложить статистические данные. Последние исследования российской игровой аудитории (2006-2007 гг.), проводимые одним из крупных игровых сайтов, показали, что 82% играющих в компьютерные игры - мужчины, а 18% - женщины.
Даже при поверхностном рассмотрении вопроса о значении пола при выборе компьютерной игры становится совершенно понятным - пол в компьютерных играх значения не имеет. Игру нужно подбирать исключительно под характер человека - женщинам нравятся все те же игры, что и мужчинам.
Однако, читая всё это, не стоит забывать о том, что девушек в игры играет намного меньше, чем мужчин (в странах СНГ этот показатель ещё меньше). Так что главный вопрос всё же звучит так: "Если не все женщины играют в игры, то что же им в них не нравится?".
Ответ на данный вопрос стоит дифференцировать по поколениям. Так, если говорить о вашей бабушке, то она вообще вряд ли понимает, что такое компьютер. Что же касается вашей мамы/жены, то она, возможно, скажет: "Делать мне больше нечего, кроме как в игрушки играть - у меня ещё сегодня уйма работы!". А вот в случае с вашей подругой/дочкой главная проблема может сводиться к тому, что ей попросту неинтересно играть в ту или иную игру. Подвох заключается в том, что женщинам, как правило, не нравится очень многое в том, что присуще современным компьютерным играм. Основные пункты я выделил из других статей на подобные темы. Вот они:
1. Женщинам не нравится сложный интерфейс и обилие игровых приёмов. В докладе "Chicks and joysticks" (автор Aleks Krotoski, University of Surrey, UK), который подготовлен для британского объединения производителей киберигр Elspa, отдельно отмечается, что "женщин привлекают понятные и легкие игры, а вовсе не те, где есть масса трудно осваиваемых элементов управления". Могу это подтвердить на личном опыте - девушка моего друга, фанатеющая от RTS, совсем не в восторге от WarCraft/StarCraft и предпочитает игры с меньшим потенциалом для различных тактик и т. п.
2. Лучший альтер-эго игр для многих девушек - это не супергерой, а такой персонаж, с которым проще было бы себя ассоциировать (согласитесь, Лара Крофт и Блад Рэйн, скорее, вариации на тему "какую девчонку я бы хотел видеть рядом с собой", чем "на кого я хотела бы быть похожа").
Как-то я читал статью 3D-аниматора, дизайнера и продюсера Джесс Бейт, в которой, помимо прочего, она рассказывала про то, как ради эксперимента оставила у себя дома на журнальном столике только недавно вышедший Silent Hill 3 (посмотреть, кто из её знакомых первый клюнет на игру). Так вот, игра заинтересовала и пришлась по вкусу прежде всего именно одной из её знакомых. Как позднее объяснила новоявленная фанатка Silent Hill, ей понравилось то, что главная героиня игры - простая девушка, испытывающая личный кризис. При этом главная героиня игры не знала никаких жутко зрелищных восточных единоборств и не была роковой красоткой с во-о-от такой грудью, а представляла собой простую девушку, немного не ловкую и чувствующую себя неуверенно, но всё равно стремящуюся к победной цели.
3. Потребность постоянно кого-то убивать (причём жестоко и в больших количествах) и куда-то бежать девушками зачастую также не приветствуется. Неплохо, если бы беспробудный экшен сменялся интеллектуальным вызовом, возможностью исследовать мир и просто некоторое время следить за историей повествования.
Правда, данный пункт довольно спорный. В статью я его включил, почитав посты женщин с зарубежных сайтов. Что же касается отечественных просторов, то тут ситуация довольно спорная...
Лично среди моих знакомых встречались женщины с точно таким же мнением, как и те, кому очень даже нравится смотреть на сплошные кровь и ошмётки, остающиеся от врагов. Прекрасно помню, как моя учительница по английскому языку рассказывала, что заставляет мужа играть в Serious Sam 2 потому, что ей нравится, как враги разлетаются от выстрелов по всему экрану. Сама же она трёхмерными играми брезговала ввиду того, что плохо ориентировалась в трёхмерном пространстве. Зато в изометрический Diablo 2 она играла с удовольствием.
4. Многим девушкам категорически надоедает, когда сюжет ставит их в определённые рамки - пойди туда, принеси это. В игре должна присутствовать недюжинная свобода выбора и глубокий эмоциональный подтекст.
Мои знакомые девушки, единожды попробовав что-нибудь в духе Fallout или Baldur's Gate (мол, во что это ты тут играешь?), навеки зарекались от классических ролевых игр, а вот такие проекты, как Fable, приходились им по вкусу.
И вообще, учеными Стэндфордского университета (США) было проведено уникальное исследование, результаты которого позволили доказать, почему же мужчинам гораздо труднее оторваться от компьютерных игр, чем женщинам. Исследование проводилось с использованием функционального магнитно-резонансного томографа, с помощью которого удалось выяснить, что отвечающий за приятные ощущения центр мозга во время игры у мужчин активируется гораздо сильнее.
Кто лучше и во что играет?
На самом деле вопрос не сложный. Ответ на него, как это не очевидно, упирается в физиологию. Вот информация к рассуждению...
1. Как утверждает медицинская энциклопедия, у женщин намного лучше развито периферийное зрение (лучшая адаптация в темноте, большее восприятие информации в единицу времени, у некоторых женщин даже радиус обзора достигает 180 градусов). Однако у монеты есть обратная сторона - за счёт лучшего периферийного зрения женщины более сосредоточены на "фоне окружения", чем на его отдельных составляющих. Опираясь на это, можно сделать вывод о том, что в гоночные симуляторы девушки, в идеале, должны играть лучше, а вот с файтингами может быть проблема. Кроме того, лучшее периферийное зрение должно помогать в таких играх, как Prince of Persia (ну или Tomb Rider).
2. Женщины медленнее жмут на кнопки/клавиши и обладают более медленной реакцией, чем мужчины (это из-за преобладания в организме эстрогена, а не тестостерона). То есть, в файтинги мужчины должны играть лучше. Но это, конечно, в теории. На практике же одна моя знакомая нещадно "рвёт" своего парня в Tekken, и, я уверен, она не единственная в своём роде. Хотя, возможно, это объясняется тем, что...
3. Может, женщины и медленнее нажимают на кнопки, зато точнее позиционируют курсор и правильнее нажимают кнопки в последовательности. Так что, мужчины, не очень удивляйтесь, если девушка обыграет вас в какой-нибудь экшн или даже простую аркаду - просто её движения более точны и слаженны, чем ваши.
4. Мужчины готовы больше и дольше играть и вникать в конкретную игру, изучая все тонкости и так далее (это обуславливается аналитическим типом мышления). В случае с каким-нибудь сетевым шутером вопрос всё равно будет заключаться в опыте игрока, но вот в "Героях" или "Цивилизации" игрок-мужчина скорее одержит победу над игроком-девушкой.
Евгений ХОМЕНКО
Комментарии