Давно мы уже ничего подобного не писали, да к тому же писем с вопросами на эту тему (практика создания современных аранжировок) приходит очень много.Сегодня расскажем о техно и электронных направлениях.
Итак, для начала определимся с исходными данными. Напомню, что речь идет о 2008-м, и ваш покорный слуга в качестве основного мультитрека использует Mackie Tracktion 3. Конечно, это только мое пожелание, чтобы и вы использовали программы с более современными как интерфейсом, так и самим подходом к его построению.
Ну а, в общем, вам необходимо обзавестись любым мультитреком, профессионально поддерживающим MIDI и VSTi, аудио с современными характеристиками плюс движок сведения на 64 битах.
Для объяснения нам не очень подойдут FL Studio и Propellerhead Software Reason, поскольку это большей частью не мультреки, а модульные станции. Тонкая разница сохранилась до сих пор.
С чего начинается создание
аранжировки
Априори допустим, что вы уже хорошо настроили свои акустические системы с учетом параметров помещения.
Начинается все с ритм-секции. Первыми идет запись/программирование ударных, делается основополагающая расстановка на припевы и куплеты, формируются сбивки, после делается линия баса, а потом мы добавляем такие вещи, как синтетические украшения ритма, гармоническую подкладку и т.п.
Программирование ударных
Поскольку большинство вопросов приходит со стороны представителей проектных/домашних студий, то ударные мы будем не записывать, а программировать. Для этого нам понадобится одна из двух основополагающих программ - VSTi Toontrack EZ Drummer (www.ezdrummer.com) либо XLN Audio Addictive Drums. На самом деле они очень схожи как интерфейсно, так и по своей концепции. То есть, это специализированные сэмплеры, выполненные в виде виртуальных ударных установок. В рамках примера возьмем EZ Drummer.
Многие могут спросить сейчас, а чем так плоха "живая" запись? Дело в том, что если мы говорим о качественном уровне, то не все даже крупные студии могут хорошо и красиво записать ударные. К тому же это и дорого, плюс вы платите за студийное время, то есть, будете пытаться умещаться в какие-либо бюджетные рамки. А потом в случае возникновения ошибок, того же изменения темпа, вы получите много проблем. Поэтому программирование гораздо удобнее и качественнее для проектно-домашнего варианта. Тем более, что в рамках стандартного банка EZ Drummer записывались такие музыканты, как Pat Thrall (он работал с Glenn Hughes, Black Crowes), Neil Dorfsman (работал со звездами еще с 70-х, среди них Kiss, Bruce Springsteen, Dire Straits, Sting и т.д.) и Nir Z (Genesis, Joss Stone). Именно их игра легла в основу звуков EZ Drummer. Причем, сразу стоит отметить, что есть расширения, то есть дополнительные банки сэмплов в различных стилях, от heavy metal до электроники.
Впрочем, стандартного банка, чтобы получить среднестатистический вариант, нам хватит с лихвой.
Что такое EZ Drummer по существу? Загрузите его. Перед вами откроется виртуальная анимированная ударная установка с уже "выставленной" системой микрофонов, уровни сигналов с каждого вы можете регулировать в отдельном окне микшера. Важно помнить, что в микшере отображаются уровни микрофонов подзвучки, а не уровень самих инструментов! То есть, если вы минимизируете канал бочки Kick, то она будет слышна через другие микрофоны. В рамках EZ Drummer эмулируется реальная студийная запись!
Уровень динамики инструментов регулируется другими методами, и если говорить о MIDI-варианте представления грува, то это параметр Velocity. Причем, на каждый из инструментов музыкантами записано пять или шесть различных по динамике ударов. Это также важно понимать.
Идём дальше
В стандартном варианте вы можете подключить EZ Drummer как один инструмент на один стереоканал мультитрека. Но в папке, куда вы установили этот VSTi, можно найти расширенные многоканальные варианты, где каждый из микрофонов - это отдельный выходной канал. Они уже сохранены в виде стандартных файлов проектов для наиболее популярных программ.
В принципе, нам это и не потребуется. Подключаем EZ в стереотрек, он запускается и начинает инициализацию банка звуков. В стандартном варианте это потребует около 500 Мб оперативной памяти.
Первое, что вы увидите, повторимся, - это окно анимированной ударной установки. Причем на каждом барабане или тарелке имеется закругленная кнопка со стрелкой. Это доступ к различным вариантам того или иного инструмента. Окно микшера и что оно отображает, мы уже рассказали. А вот окно grooves стоит описать отдельно.
По существу, это база уже готовых ритмических рисунков и сбивок, существующих в виде MIDI-файлов, которые можно переносить на канал мультитрека с помощью указателя мыши. В принципе, BPM может и не совпадать, хотя каждая программа многодорожечной записи позволяет менять темп и циклить MIDI-файлы в виде loop'ов. Таким же макаром загружаются сбивки, и после вы делаете "ритмический скелет" вашей будущей композиции. На самом деле это очень простой этап.
Обработка
Почему в EZ предусмотрен многоканальный вариант? Дело в том, что хэты, тарелки, бас-бочка, малый барабан могут иметь совершенно различные цепочки обработки. Например, из бочки вы хотите сделать саб и "задавить" ее компрессором, к малому барабану добавить электронный призвук, добавить реверберации и так далее. То есть, многоканальный вариант необходим. В этом случае вы копируете созданную вами MIDI-дорожку на несколько каналов, в каждый из них загружаете EZ, а потом, для скорости, в этих EZ на ненужных инструментах выбираете None. То есть, требования к оперативной памяти сохранятся такими же, потому как, выбирая None, вы удаляете файлы из загруженного банка.
Наиболее интересными эффект-процессорами для ударных на сегодня являются Camel Audio Phat3, Waves MaxxBass и эквалайзеры от Waves.
В отличие от EZ Drummer, у ее главного конкурента XLN Audio Addictive Drums есть явное преимущество, то есть в нем предусмотрены внутреннее редактирование сэмплов и некоторое количество обработки. Но и там есть свои недостатки, о которых говорить не будем. Кстати, и у самой EZ существует несколько программ-"старших братьев". Особенно они должны быть интересны для любителей джаза и "олд скул" звука.
Добавление электронного баса
Самый простой вариант, который здесь можно предложить, если вы не записываете живой бас, это синтезатор reFX Vanguard, к которому можно дополнительно привязывать эффект-процессоры Camel Audio Phat3 и Camel Audio Space. Великолепный звук перкашн-органа, что часто используется в техно и электронных направлениях - Native Instruments B4 Organ. И вообще, в этом сегменте (басов) программы предлагают очень широкий спектр возможностей, начиная от великих сэмплеров NI Kontakt и reFX Nexus и заканчивая множеством независимых разработок, ссылки на которые есть на сайте www.kvraudio.com.
В принципе, аранжировки сейчас очень минималистичны и зачастую просто шаблонны. Поэтому и инструментарий везде почти одинаков.
Синтетические украшения ритма
Если вы хотите сделать звучание своих аранжировок максимально современным и уникальным для слушателя, то без мелких элементов-вставок в ритм-секцию не обойтись. Например, аранжировки таких грандов, как Timbaland, Лайам Хаулитт (Prodigy), Depeche Mode... да, практически всех современных аранжировщиков отличаются своим подходом к созданию ритма, видением его темброфонического и ритмического наполнения. То есть, большая часть всего, конечно, делается на уровне программирования самого бита, обработки ударных. Но иногда нужны электронные вставки, что модно. Например, подчеркивание слабой доли на ломаных ритмах, что придает им дополнительное вращение и так далее. Это можно делать неявно, например, слегка примешивая какой-нибудь звук к элементам бита, например, добавляя шумовой эффект либо какой-либо призвук к малому барабану. А можно и ярко. Классический пример последнего - композиция "One man army" Prodigy&Rage Against the Machine.
Кстати, года четыре назад мы об этом активно писали, но почему-то многие музыканты проигнорировали эту тему. В результате большинство присланных мне за это время работ просто не отличаются оригинальностью, а в общей массе слушаются очень безлико. Ритм-секция - это несущая часть современной аранжировки, и чем оригинальнее ее звучание, тем лучше.
Гармоническая подкладка
Этот элемент также может присутствовать как явно, так и нет. Причиной тому служит современный минималистичный подход и правила психоакустики. То есть, слушателю иногда достаточно указать опорную ноту либо сам аккорд, а дальше он все достроит сам. Чем это выгодно? Обратите внимание на очень известную работу Timbaland&Furtado&Timberlake "Give it to me". Куплеты в ней сделаны очень минималистично, а в припевах кульминационные всплески создаются за счет появления скрипок.
Помимо этого, сейчас получил новую волну популярности такой эффект, как темп-гейт (в современных вариантах его называют trancegate) и чаще всего он применяется к гармонической подкладке. Например, недавно ваш покорный слуга делал аранжировку на очень стандартную песню, где вся гармония была сыграна на фортепиано, причем в стиле "белорусского джаза 80-х". Я использовал тогда Camel Audio CamelSpace, который не только меняет звук, но и ритмически дробит его темп-гейтом. Результат оказался значительно современнее и вкуснее для нынешнего слушателя.
Темп-гейт вы можете найти и во множестве современных синтезаторов, например, в reFX Vanguard. Поэкспериментируйте с ним и увидите, как вообще делается техно с гармоническими подкладками, которые по ощущению звучат с разными ритмическими рисунками. И хотя эти партии слушаются слитно, основной рисунок делается за счет темп-гейтов, а дальше уже - реверберация, дилэи и т.п.
И не забывайте, что аранжировки должны слушаться очень прозрачно, тем более, если у вас там присутствует еще и вокал.
На этом закончим данный выпуск по практике создания современных аранжировок. Далее перейдем к симфонике с помощью сэмплеров, а после - к стандартному року. Кстати, всем рекомендуется попробовать новый плагин психоакустического процессора BBE D82 Sonic Maximizer Plugin (есть демо-версия на www.bbesound.com).
Кристофер,
christopher@tut.by
Горячие темы