Страсти по офису, UniConvertor, деньги на бочке, VIP-линуксоиды
Офисные страсти
На прошлой неделе разработчики OpenOffice.org анонсировали новую версию популярного офисного пакета с открытым исходным кодом OpenOffice.org 2.4 (www.i-rs.ru/O-kompanii/Novosti/OpenOffice.org-2.4.0). Релиз 2.4 содержит, в основном, улучшения и исправления ошибок. В текстовом редакторе улучшены поиск, выделение текста колонкой, выбор языков для проверки правописания. В табличном процессоре поработали над вводом данных и формул, улучшена фильтрация данных и сводные таблицы. В OO Draw добавили новых 3D-эффектов. Улучшена поддержка PDF. Одним словом, ничего такого кардинального.
Зато весьма кардинально повеселилась определённая часть русскоязычного линукс-сообщества. На интернет-форумах была организована акция под названием "добьёмся включения русского словаря для проверки орфографии в официальную версию OpenOffice.org!". Дело в том, что выложенная на официальном сайте сборка OpenOffice.org не включала в себя русский словарь. Для исправления этой ситуации было организовано обращение к разработчикам основной версии OpenOffice.org через официальный сайт. На самом же деле официальными версиями практически никто не пользуется, так как на уровне готовых дистрибутивов поддержка русского языка есть практически везде. Но движимый "обидой за державу" народ бросился голосовать, не особо вникая в суть происходящего. А оказалось, что это не голосование, а багтрекер. Почтовые ящики разработчиков были завалены флудом от нахлынувшей толпы. Да и ящики самих голосовавших тоже распухли от пустых сообщений, так как эти новые сообщения багтрекер, естественно, рассылал всем ранее проголосовавшим. В результате этого "флэшмоба" ничего, кроме гнева разработчиков по отношению к русским, никто не добился. А ведь хотели же как лучше.
Особенности национальной
разработки
Есть в русскоговорящем сегменте линукс-сообщества и серьёзные люди. Мало, но есть. Обновился универсальный конвертор векторных графических форматов UniConvertor (sk1project.org/modules.php?name=news) от украинской команды sK1, которая также ещё создаёт векторный редактор с одноимённым названием. Среди векторных импортёров UniConvertor однозначно лучше многих свободных проектов, связанных с векторной графикой. Это консольное приложение, созданное на Python, осуществляет импорт весьма распространённых бинарных форматов CorelDRAW ver.7-X3,X4 (CDR/CDT/CCX/CDRX/CMX), Adobe Illustrator 9 версии включительно (AI) и многих других. Труженики предпечатной подготовки документов положительно оценили UniConvertor, и теперь он является также основным импортёром форматов в редакторе векторной графики Inkscape (wiki.inkscape.org/wiki/index.php/ReleaseNotes046), который на прошлой неделе обновился до версии 0.46.
Несколько слов об авторах sK1 и UniConvertor. Их два человека: Игорь Новиков и Валёк Филлипов. Сами они не являются чистыми программистами. Мотивами создания свободного редактора были отнюдь не идеи свободы софта, а особенности постсоветской действительности. Вот как Игорь Новиков вспоминает начало проекта в одном из интервью: "Проект первоначально был предназначен для внутреннего использования: мы не собирались "спасать человечество от засилья Microsoft и тому подобное". В 2003 году в Украине начались жёсткие проверки лицензионности программного обеспечения. Продавцы были не готовы к внезапному возникновению спроса на дорогостоящее ПО Adobe, Corel, Autocad и др. "С полки" в лучшем случае можно было купить MS Windows. У многих небольших компаний был выбор между закрытием и попыткой миграции на свободное ПО".
На мой взгляд, история с командой sK1 будет типичной для всего развития свободного софта на всём пространстве xUSSR в ближайшие годы. Любимые чиновниками проверки лицензий на программы, как ещё один способ поиметь с предприятий деньги, станут для последних основным стимулом к созданию открытого ПО. Как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Стулья и деньги
Интересная новость пришла из сообщества поклонников Ruby. Грегори Браун, специалист по Ruby, предлагает сообществу Ruby следующее соглашение. Сообщество собирает Брауну 13 тысяч долларов, а за это Браун откладывает все свои личные проекты и 6 месяцев по 20 рабочих часов в неделю занимается улучшением Ruby (rubymendicant.wikidot.com/proposal). Как ни странно, но это стало предложением, от которого не очень то и отказались. Компания Ruby Central уже согласилась выделить 5 тысяч. Если вам нравится идея Брауна, то и вы можете присоединиться к числу спонсоров.
Принцип сделки известный: "утром деньги - вечером стулья". Если с деньгами всё более-менее ясно, то вот по поводу "стульев" разгорелись споры. Браун предлагает не какую-то конкретную программу или модуль, а некое абстрактное "улучшение". Говоря иначе, Браун продаёт сообществу пресловутые "человеко-часы", а не что-то конкретное. Платформа Rubu не является высокоскоростной, и поэтому улучшать её можно до бесконечности. Так это ж никаких денег не хватит. Но, не смотря на эти сомнения, желающие заплатить Брауну нашлись даже среди русских линуксоидов. Что легко объясняется личным авторитетом и известностью этого программиста, в силу чего к нему и его работе есть доверие. Хотя злые языки утверждают, что 12 тысяч - это не такие уж и большие деньги и что сам Браун кодить не будет, а индусов на эти гроши наймёт.
Но признать такой случай типичным для получения денег нельзя, так как требует значительной известности программиста. Более реальным считаю способ, предложенный Google в программе Summer of Code ("Лето кода"), когда от программиста требуется не известность, а идея. Вот и в этом году компания Google объявила о продолжении своей программы "Лето кода" (code.google.com/soc/2008). Прием заявок на участие в программе от студентов начался 24 марта. Напомню, Summer of Code - программа, в рамках которой Google спонсирует студентов, принимающих участие в разработке проектов с открытым исходным кодом. В 2007 г. в программе приняло участие более 900 студентов, которые внесли свой вклад в разработку открытых проектов, среди которых Apache, FreeBSD, Debian, Eclipse, GNOME.
Они влияют на нас
Астрологи утверждают, что на нашу жизнь оказывают влияние звёзды. Но звёзды есть не только на небе. Свои звёзды есть в шоу-бизнесе, есть звёзды в политике. Есть свои звёзды и в мире Open Source. На прошлой неделе издание eWeek.com попыталось составить звёздный список из 15 наиболее влиятельных людей в бизнесе, связанном с открытым программным обеспечением (www.eweek.com/c/a/Linux-and-Open-Source/15-Open-Source-Business-Influencers/1). Вот они, звёзды первой величины, по мнению eWeek: создатель Linux ядра Линус Торвальдс, председатель совета директоров Mozilla Corporation Митчелл Бэйкер, директор Eclipse Foundation Майк Милинкович, вице-президент Банка Америки Тим Голден, исполнительный директор Linux Foundation Джим Землин, инвестор в проекты JBoss, XenSource и Zimbra Петер Фентон, основатель SourceForge.net Ларри Августин, глава Apache Software Foundation Джим Ягельски, президент Open Source Initiative Михаель Тиеман, бывший руководитель MySQL Мартин Микоз, бывший глава компании JBoss Марк Флёри, руководитель фирмы SpringSource Род Джонсон, президент Sun Microsystems Джонатан Шварц, создатель компании Canonical и организации Ubuntu Foundation Марк Шатлворт, глава компании SugarCRM Джон Робертс.
Общественность эту "звёздную карту", естественно, раскритиковала: "А почему в списке светил нет Столлмена и Рэймонда?". Хотя, Столлмена можно отнести не к бизнесу, а к активистам гражданских свобод. Но вот не заметить на небосклоне open source созвездия руководителей Google, компании, которая является одним из самых активных спонсоров Open Source, - это в телескопах редакции eWeek, видимо, совсем линзы запотели. И исполнительного директора Red Hat Джима Вайтхраста позабыли. На прошлой неделе Red Hat обнародовала итоги финансового года: общий денежный капитал компании составил $1.3 миллиарда долларов, что делает Red Hat первой компанией, специализирующейся целиком на открытом программном обеспечении, преодолевшей миллиардный рубеж (www.linux-watch.com/news/NS9327789877.html).
Но на этот список ведь можно посмотреть и под другим углом. На небосклоне IT-индустрии практически не остаётся компаний, совсем никак не связанных с движением Open Source. Из звёзд, кто ещё верен исключительно проприетарной идеологии, остались только Sony и Microsoft. Как бы не были велики эти две звезды, влиять на нас они будут уже всё меньше и меньше.
Михаил АСТАПЧИК
Горячие темы