Интервью Уильяма Гибсона
Улица всегда находит свое
собственное применение самым
различным вещам. (с) Уильям Гибсон |
До последнего момента не верилось, что это получится. Уильям Гибсон, отец-основатель жанра "киберпанк", известен как заядлый блогер, но свой e-mail в Сети не афиширует - его нет даже на персональном сайте писателя. Поэтому любые интервью с ним оказываются возможны только через издательства Penguin Publishing или Random House, которые традиционно первыми публикуют произведения Гибсона. И все же интервью для "Компьютерных Вестей" состоялось. Причем, как и задумывалось, в самый канун 60-летнего юбилея писателя, который будет отмечаться 17 марта.
- Спасибо, что согласились дать
интервью белорусскому
компьютерному изданию. Как
настроение в канун юбилея?
- Не до настроения сейчас. Юбилей - это так хлопотно! Одновременно приходится решать массу вопросов: с издателями, со СМИ, с семьей и детьми... И от письменного стола при этом отрываться неохота.
- Можете рассказать, над чем сейчас работаете?
- Нет, я не люблю говорить о произведении, пока оно не написано хотя бы на 3/4. Могу только сказать, что мои мысли заняты сразу несколькими вещами. Именно их я и хочу воплотить в конкретные произведения.
- В начале 90-х Вы блестяще предсказали социальные сети, получившие теперь столь широкое распространение. Что нам ждать дальше?
- Если Вы имеете в виду дальнейшее развитие социальных сетей, то, думаю, количественный рост числа их пользователей должен вот-вот остановиться. Но сами сети начнут меняться. В ближайшем будущем нас ждет массовое появление специализированных социальных сетей, объединяющих людей по четко очерченным группам. Это будут достаточно закрытые онлайновые сообщества, объединяющие представителей определенных субкультур, профессий, чьих-нибудь фанатов, может быть, жителей определенных регионов или верующих разных конфессий. А вот сети типа нынешних Facebook или MySpace ждет банкротство - в них вложили неоправданно много инвестиций, а их аудитория начинает сокращаться.
Но примерно десятилетие спустя (или чуть меньше) будет новый бум социальных сетей, очень похожий на то, чему мы были свидетелями в 2005-2007 годах. Этот бум станет следствием быстрой компьютеризации стран Африки, беднейших стран Латинской Америки и бедных, но густонаселенных стран Юго-Восточной Азии - таких, как Бирма, Таиланд, Лаос, Камбоджа и т.д. Но это уже будет совершенно другая культура! К тому же наверняка очень и очень многие люди в этих регионах войдут в социальные сети не посредством подключенных к Интернету ПК, а при помощи сотовых телефонов. И этот процесс уже начинается. Ведь сотовых телефонов в мире в два раза больше, чем персональных компьютеров.
- Что каждый раз оказывается толчком для написания очередной вещи, от рассказа до романа?
- Новости. Точнее, не сами новости, а какие-то ассоциации, которые они во мне вызывают. Сотня-другая новостей пройдет, что называется, "мимо меня", а одна зацепит. Может, даже не сюжетом, а "говорящим" термином. Как зацепил, к примеру, "вирусный маркетинг" - во многом именно благодаря ему (но не только, разумеется) родился роман "Spook Country".
- Что, по-Вашему, является наибольшей опасностью для современной человеческой цивилизации?
- Думаю, информационная перегрузка. Это то, с чем ежедневно сталкиваются жители так называемых "развитых стран". Конечно, мы до сих пор имеем весьма туманное представление о ресурсах человеческого мозга, но, похоже, мы уже начинаем злоупотреблять его возможностями. А ведь объем информации, которую нам приходится осмысливать ежедневно, растет в геометрической прогрессии. И это относится не только к профессиональной деятельности, но уже и к повседневному быту. Посмотрите, сколько электронных гаджетов окружает нас - и большинство из них никак не относятся к работе. Цифровые плееры, фотоаппараты, многочисленные электронные игрушки, GPS-навигаторы и все прочее...
- В Ваших произведениях в будущем наиболее технологически и экономически развитой страной изображена Япония. Как Вы оцениваете сегодняшний взрывной рост Китая?
- Смотрите сами: еще десятка полтора лет назад прерогативой китайцев была "отверточная сборка" аналогов западной техники и производство низкокачественных подделок продуктов американских и европейских брендов. Сегодня китайцы запускают ракеты в космос, а китайские компьютерные корпорации буквально покоряют мир. Посмотрите на прогресс Lenovo, ZTE или Huawei. Думаю, сегодняшний Китай уже практически сравнялся по своему технологическому могуществу с Японией, просто он намного больше по размеру и населению. А значит, технологии там намного более "распылены". Так что теперь я стараюсь не делать прогнозов относительно того, кто будет лидером в будущем - Япония, Корея или Китай. Или кто-то еще...
- Каким Вам видится наш мир спустя десятилетие? Спустя полвека?
- Знаете, я устал делать предсказания. Хватит, напридумывал уже... Сегодня мне интереснее просто наблюдать за переменами, которые происходят с человечеством, в которое все глубже проникают кибернетические и биологические технологии. Немного абстрагируясь, можно, наверное, сказать, что технологии стали неким подобием экзоскелета современного человека. Причем произошло это буквально за последнюю дюжину лет. И потому я наблюдаю - на данном этапе мне хочется понять, какие изменения в человеческой культуре, в цивилизации, в целом, происходят благодаря технологиям. Ведь никто не станет спорить, к примеру, с тем, что Google уже стал фактором, влияющим на образ мышления жителей больших городов, имеющих доступ ко всем телекоммуникационным прелестям.
И еще: мне хотелось бы смоделировать обратную ситуацию, когда люди неожиданно окажутся лишены всей этой электроники, которой они себя окружили, всех биотехнологий. Но если я и напишу нечто подобное, то по духу, по стилю оно будет ближе к "Машине различий", которую мы написали с Брюсом Стерлингом много лет назад.
- Спасибо за интервью!
Виктор ДЕМИДОВ
P.S. Специально к юбилею Уильяма
Гибсона в пятницу, 14-го марта, канал
"Россия" в 21.00 покажет фильм
"Джонни-мнемоник".
Отдельная благодарность
российскому интернет-журналисту
Сергею Андрееву aka Runner. Именно он
выступил посредником при
организации этого интервью.