"Победить что-то можно только при условии, что оно начнет само побеждать себя изнутри". И пока Native Instruments не дает сбоев с программой Guitar Rig, эта компания остается лидером в области гитарного софта. Но... какие компании и разработки дышат ей в затылок! А недавно в гонку за лидером включилась и знаменитая Waves.
Waves Inc. пришла на рынок программных гитарных процессоров далеко не первой. В принципе, она могла бы просто отпустить этот сегмент, где весьма хорошо и вольготно себя чувствуют Native Instruments (Guitar Rig) и IK Multimedia (AmpliTube). Если бы американские разработчики ничего не выпускали, то мир бы от этого не перевернулся. Но ведь мы говорим о рынке, где каждая идея, особенно, если она приносит деньги, ценится на вес золота. Причем в последнее время мы могли наблюдать весьма интересную тенденцию.
До появления качественного гитарного софта обработкой номер один для гитаристов считались алгоритмы Line6. Список музыкантов, работавших на их оборудовании, все время пополнялся звездами самой первой величины. Сейчас такое же происходит и с Native Instruments и их Guitar Rig. Line6, конечно, попыталась исправить ситуацию, переведя некоторые из своих алгоритмов в программный вид, плюс выпустив специальные аппаратные компьютерные интерфейсы, но... о массовой моде говорить уже не приходится.
Почему мы рассказали сейчас о Line6? Дело в том, что Waves пошла по схожему направлению, и, говоря о Guitar Tool Rack 2.0 (далее, GTR2), помимо мощной программной оболочки, у производителей имеется и небольшой аппаратный интерфейс Waves PRS Guitar Interface (WPGI). Правда, это не совсем компьютерное решение, а просто устройство, позволяющее преобразовывать сигнал, подаваемый с инструмента (вход), под стандартные значения параметров для балансного линейного, небалансного линейного и балансного микрофонного выходов. Там имеется свой собственный предусилитель, но, в принципе, данное устройство является промежуточным элементом между самим инструментом и последующими аудио-трактами. То есть, хоть WPGI и предусматривается в составе комплекта, на работу ПО оно никак не влияет, да и сам софт на нем не увязан.
В рамках программного обеспечения мы имеем три ключевых модуля.
Waves Amp
Как понятно из названия, здесь идет речь об усилителях, кабинетах и микрофонах. То есть, эмулируется полноценная запись "с комбика" в рамках студии. Те, кто когда-нибудь работал с продуктами Waves (а среди современных музыкантов это практически все :)), знают, что каждый из своих модулей они разделяют по количеству чего-либо, как минимум, каналов. Так и тут. Waves Amp имеет четыре разновидности:
- Mono;
- 2Cab Mono;
- Mono/Stereo;
- Stereo.
Они различаются не только по числу входных/выходных каналов, но и по количеству эмулируемых кабинетов и, соответственно, схем подключения. Например, берем первый случай Mono. Сигнал проходит через одну выбранную модель усилителя, после чего корректируется presence-фильтром, потом поступает на модуль эмуляции кабинета, тут же мы выбираем микрофон и получаем конечный результат.
Вариант 2Cab Mono отличается от него тем, что после presence-фильтра сигнал разделяется на две параллельные ветви, в каждой из которых можно выбирать свои варианты кабинетов и микрофонов, после чего все суммируется.
А если это не складывать, то мы получим вариант Mono/Stereo (Mono-to-Stereo). А как работает Stereo, думается, объяснять не нужно - все те же два кабинета с микрофонами.
Теперь о самих усилителях. Компания Waves не стала, как это сейчас стало популярным, называть свои усилители в честь известных прототипов, хотя зачастую звук получается только похожим. В данном случае все просто, и пользователь может выбирать между Direct, Clean, Sweet, Edgy, Cream, Drive, Overdrive, Crunch, Hot, Modern. На управление выносятся параметр Drive и параметрический эквалайзер Bass/Mid/Treble плюс Presence.
Кабинеты и микрофоны. Изначально в первой версии GTR использовалось всего восемь моделей кабинетов, которые подзвучивались множеством разнообразных микрофонов, расположенных в различных положениях. То есть, когда вы выбираете определенный микрофон, вы не меняете АЧХ одной марки на другую, а просто указываете тот микрофон и его положение, которые использовались при составлении кабинета. Это очень важно понимать.
Во второй версии было добавлено семь новых кабинетов ACME.
Waves Stomp PedalBoard
А вот такому решению вы, наверное, нигде больше аналога не увидите. По крайней мере, по исполнению. Есть некая виртуальная стойка, в которую вы загружаете по своему выбору один или множество плагинов, внешне исполненных в виде обычных гитарных примочек (Stomp Boxes).
А выбирать есть из чего: Overdrive, Distortion, Fuzz, Buzz, Metal, Flanger, Vibrolo, Panner, Phaser, Octaver, WahWah, Chorus, Doubler, Pitcher, Delay, Lay-D, Reverb, Spring, Gate/Comp, Compressor, Gate, Tone, EQ. Для чего это все нужно было перечислять? Дело в том, что здесь перечислен весь набор, который нужен гитаристу, и даже чуть больше. То есть, до этого именно в таком виде найти весь необходимый комплект было очень трудно. При этом часто можно было наблюдать картину, когда тот же гитарист, которому нужен обычный эквалайзер, к которому он привык при использовании обычных "примочек", был вынужден использовать что-то из других областей и более сложное.
Тут все просто и понятно. При этом не стоит забывать, что все параметры можно вынести на внешнее и внутреннее/автоматизированное управление по MIDI, то есть в работе все очень легко.
Waves Tuner
Что интересно, как только появились программы для работы с гитарным звуком, там предусматривали все, но на протяжении четырех-пяти лет забывали главную вещь - тюнеры. В результате, на этом "погрели руки" некоторые независимые разработчики, ведь без тюнеров - никуда. Вот и Waves, выпустив свой комплект, позаботилась о данном вопросе. Правда, конечно, хотелось бы, чтобы их модуль работал и в stand alone-режиме, а не только как плагин, но это и не такой большой минус.
В завершение
Вообще, очень хорошо, что уже стали отходить от массовой идеи ссылок на именитые прототипы прошлого. Нужно понимать, что все, эмулируемое в XXI веке, имеет свое звучание, более качественное и темброфонически насыщенное. Да, похожее, но... другое.
Поэтому не может не импонировать политика Waves ухода от "звучаний Джимми Хендрикса" и так далее. Они указывают, что "звук снят с усилителя 1962 года", при этом не сказано ни о конкретной марке, ни о чем. Хотя, тут может быть и еще одна причина: чтобы клоны не появились у конкурентов.
Что касается качества алгоритмов, нужно отметить, что нередко потребуется отстройка для получения хорошего саунда. Лично вашего слугу сами пресеты не порадовали, хотя у каждого гитариста свой слух и пожелания. В этом плане, конечно, NI Guitar Rig3 смотрится намного выгоднее. Но! Мы говорим о фирме Waves, поэтому личное мнение вашего покорного слуги или кого-нибудь еще ни о чем не говорит. Качество есть, возможностей много.
Кристофер,
[email protected]
Комментарии