Само понятие "произведения" сейчас приобрело более абстрактный характер, и в скоротечности современного мира проще оперировать словом "идея". Хотя, и это не совсем так...
В принципе, происходит то, что и должно было происходить. Эволюционный путь развития... Сейчас можно отметить тот факт, что значительно увеличилось потребление информации, на нее есть явный спрос, и дальше он будет только расти. Под мультимедиа в данном случае нужно подразумевать очень многое, то есть не только чисто компьютерные варианты предоставления информации, но и любые современные СМИ, включая телевидение, радио, бумажные периодические издания, а также кино, видеоигры и так далее.
Предыдущие поколения подготовили очень хороший плацдарм, фундамент для дальнейшего развития, они предопределили начало информационного века. А мы уже в нем живем. При этом под первым ударом оказалась печатная художественная литература. И тут процесс идет сразу с двух сторон - сокращение спроса и сокращение предложения в связи с тем, что авторы начинают переходить в другие области.
В качестве примера можно привести обычную ситуацию из современности. Некоторые фантасты современности уже и не думают о написании книг, их издании и так далее. Они просто делают сценарии для кино либо к компьютерным играм. Сразу! Это быстрее и выгоднее. Причем, что интересно, сейчас появилась и другая интересная тенденция - по популярным фильмам и играм пишутся художественные произведения. Это приняло массовый и легальный характер. По сюжетам видеоигр создаются кинофильмы, по сюжетам фильмов делаются игры. То есть, само понятие "произведения" сейчас приобрело более абстрактный характер, и в скоротечности современного мира проще оперировать словом "идея".
* * *
Очень интересный семинар прошел 14 декабря прошлого года в московском Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО). Он назывался "Литература в эпоху мультимедиа: проблемы взаимодействия". Одним из ключевых было выступление гендиректора компании "Литературный клуб" Дмитрия Кравчука. Помимо приведенной статистики, согласно которой общий объем публикаций на сетевых ресурсах "стихи.ру" и "проза.ру" превышает 5 миллионов (статистика для других подобных сайтов не приводилась), выступающий отметил, что большое количество низкокачественной литературы, рассчитанной на малообразованного читателя и завалившей прилавки, является предсмертной агонией бумажной литературы. Ведь образованный человек может быстро найти необходимое в Интернете.
Как вы понимаете, речь шла о литературе, большей части художественной, поэтому цитату из выступления Дмитрия Кравчука ("Возможно, мультимедиа и телевидение совсем похоронят письменную речь, как факс похоронил азбуку Морзе. Чтение может вообще сойти со сцены в процессе эволюции культуры, техники и эволюции человеческого сознания") можно считать отчасти правильной, особенно в контексте того, о чем мы говорили вначале.
На этом же семинаре был отмечен сам факт сокращения чтения литературы как таковой, а в особенности "не массовой", о чем сказал Александр Антопольский, директор Российской ассоциации электронных библиотек.
Но ведь раньше книги и газеты были практически единственными источниками информации, теперь такого нет. Они являются частью большого информационного потока.
За кулисами
Между тем, многие считают, что если человек перестанет активно читать печатную художественную литературу, то он начнет умственно деградировать. Предполагают некий крах. Напомним, что все эти споры происходят у нас на фоне общего падения уровня культуры: и действительно, то, что продается в книжных лотках, иногда и литературой назвать трудно. Это бизнес. Впрочем, такое же часто происходит и на телевидении, и в кино, и в Интернете. То есть сам вопрос не в этом... Ведь, например, мы несколько отстаем от Запада (уж примите это как факт), но книгопечатание там до сих пор существует, некоторые книги расходятся огромными тиражами, дети выстраиваются в очередь за "Гарри Поттером", многие монографии выпускаются просто "на ура", и так далее. Вопрос только в качественном и современном предложении. Такое было всегда и даже в самой читающей стране в мире (имеется в виду СССР), когда Чейза или Драйзера можно было получить только через какие-либо препятствия, некоторые книги доставались только "по блату". Причем также трудно было достать и Булгакова.
Кстати, что касается противостояния интернет-ресурсов и бумажной прессы, и того, что первое убьет второе, такое также не произойдет. Речь идет только о различных типах предоставления информации, различных носителях. Ведь многие издания имеют и сайты, и издаются бумажным способом. Одно другому никак не мешает. Есть люди, которые любят читать в Интернете, а есть и те, кто предпочитает проводить время с газетой или журналом.
При этом мы видим явный всплеск в области научно-технической литературы и периодики. Любой читатель "КВ" скажет, что изучать что-то все-таки удобнее по книгам или по статьям в бумажной газете.
Поэтому никакого краха, обвала, умерщвления не происходит. Все идет эволюционным путем.
Кристофер,
[email protected]
Вариант представления информации
на экране монитора должен
отличаться от печатного.
Профессионалами применяется
другой тип верстки, возникают
вопросы по эргономике чтения. При
этом практически на каждом ресурсе
есть кнопка "Вывести на
печать".
Стоит понимать, что в большинстве
своем книгоиздатели — это не
завсегдатаи кружков по
литературной эстетике, а
бизнесмены. Очень немногие готовы
вкладывать большие деньги в
рекламную раскрутку той или иной
книги, и зачастую интересует
обыкновенная быстрая окупаемость.
Горячие темы