Лирическое отступление
Рассматривая наиболее интересные вселенные, к которым можно прикоснуться через компьютерные игры, ваш покорный слуга никак не мог обойти своим вниманием проекты, созданные на просторах СНГ. Неужели мы не создали ничего, что можно поставить вровень с такими гигантами, как мир Дюны или WarCraft? Конечно же, создали, просто до них ещё не дотянулись руки геймдевелоперов, а сами компьютерные игры только начали прирастать околоигровым "мясом". Но в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. Разработчики взялись за братьев Стругацких, выход "Сталкера" сопровождался появлением ряда книг по мотивам, а "Герои Уничтоженных Империй" изначально позиционировались как нечто более серьёзное, чем просто игра. Благодаря укрупнению игрового рынка и появлению в нём крупных капиталов мудрёное словечко "мультимедиа-проект" всё реже пугает рядового потребителя.
А пока редкий отечественный игровой продукт может похвастаться сразу двумя вещами: масштабной притягательной вселенной и внушительной армией фанатов, как в самом СНГ, так и в дальнем зарубежье. При всём уважении к конторе GSC, клочок земли размером пять на пять километров сложно назвать большим миром (это я типа в сторону "Сталкера" камень бросил), а "Героям" определённо не хватает популярности. Да и очень уж он вторичен сам по себе: вам интересно, чем тамошние гномы и эльфы от толкиеновских отличаются?
Совсем другое дело - вселенная "Космических Рейнджеров". И интересная, и поклонников у них хоть отбавляй, и масштабность больше некуда - более 50 звёздных систем! Есть ещё одно обстоятельство, окончательно делающее этот мир моим фаворитом - автором игровой концепции КР является Дмитрий Гусаров, уроженец Беларуси.
Краткая история Содружества
Давным-давно в далёкой-далёкой Галактике... ой, куда это меня понесло. Очень даже не скоро и в нашей с вами галактике встретились как-то пять высокоразвитых космических цивилизаций. Ну, для начала они немножко повоевали между собой для приличия. Потом помирились и решили объединиться, чтобы вместе строить своё будущее. Так возникло Галактическое Содружество, союз пяти рас. Главным руководящим органом этого внушительного государственного образования стал выборный Галактический Совет.
Главным принципом, на котором зиждилось Содружество, было уважение культурных особенностей живших в ней рас. Совет не причёсывал всех под одну гребёнку и не навязывал силой те формы правления, мировоззрения и экономические рецепты, которые считал наиболее прогрессивными. Поэтому здесь без труда можно встретить планеты с самой разной политической ориентацией: как диктатуры, так и демократии.
В начале XXXI в. Содружество столкнулось с серьёзной угрозой. Корабли пяти рас были атакованы некой иной формой жизни, обитавшей ранее в другом рукаве галактики. Захватчиков прозвали клисанами. Медленно, но верно они теснили силы Содружества, безжалостно уничтожая противника, не вступая в контакт, но и не прося пощады. Тогда стратеги пяти рас сделали ставку на Рейнджеров, эдаких ковбоев и солдат удачи будущего, путешествующих в космосе на небольших, но юрких кораблях. Предполагалось, что этим живчикам будет проще добраться до командного центра клисан - Махпеллы - и установить с ней контакт, дабы понять её мотивы. А затем уничтожить её. Расчёт оказался верным. Один из рейнджеров добрался-таки до Махпеллы, и тут выяснилось, что клисаны вовсе не так агрессивны, как казалось первоначально. Раса Махпелл на самом деле была неорганической формой жизни, обладающей разумом. А клисаны - вовсе не её подчинённые или дети, а дистанционно управляемые органы. Некогда одна из Махпелл подхватила заразу в виде бактерий, разрушающих её кристаллы. Потому звездолёты Содружества и были атакованы: их приняли за своих собратьев по разуму, а сидящих в них членов экипажа - за паразитов. Невольный агрессор не знал, что органика тоже может быть разумной! Поняв, что ошибочка вышла, Махпелла принесла свои извинения и вернулась в свой рукав галактики.
В течение последующих двух сотен лет добрососедское сосуществование пяти рас почти ничем не омрачалось. Те небольшие конфликты, которые вспыхивали между ними, решались мирным путём. Но в конце XXXIII в. Содружество вновь оказалось на краю гибели. На сей раз беда пришла изнутри. Это было восстание роботов. Ведомые мегакомпьютерами Келлером, Терроном и Блазером, в кратчайшие сроки мятежники захватили большинство подконтрольных Совету звёздных систем. Правда, сейчас ситуация была несколько проще. Каждая "партия" повстанцев, с лёгкой руки людей наречённых доминаторами, преследовала свою цель, воюя не только с силами Содружества, но и с представителями других серий роботов. Вновь вспомнили о Рейнджерах. И вновь именно они спасли галактику. Самым "скучным" противником оказались блазероиды. Они хотели банально всё завоевать. У терроноидов цель была "поблагороднее". Эти ребята стремились всех преобразовать к своему виду. Но самой интересной мотивацией мог похвастаться Келлер. Он возомнил себя великим исследователем и задался целью посвятить свою жизнь изучению всего живого и неживого. Одним из его научных методов было разложение объекта исследования на составные части. Вся закавыка в том, что люди, например, - не роботы, и если их на кусочки разобрать, сами они обратно не соберутся. Однако Келлера сей нюанс мало интересовал.
Дальнейшая история Содружества неизвестна.
Расовый вопрос
Немалая толика обаяния вселенной КР исходит от выходок её жителей. Представители пяти рас отличаются друг от друга не только внешним видом, но также характером и мировоззрением.
На самой нижней ступени технологического и интеллектуального развития находятся малоки. Выглядят они как огромные широкоплечие громилы с лицами, похожими на обезьяньи. По характеру малоки больше всего напоминают классических орков (только не настолько отмороженных). "Сила есть - ума не надо" - это про них. Их техника и оборудование очень низкого качества, часто ломается, однако это не мешает малокам гордиться творениями рук своих. Вся их культура пропитана культом силы: они даже приветствуют друг друга ударами в плечо или прямиком в морду. На малокских планетах предметы роскоши находятся вне закона. Малоки презирают учёных и торговцев, у них в особом почёте военное ремесло. Впрочем, не стоит считать их совсем уж балбесами. Они очень верны данному ими слову, и если завоевать дружбу малока, то это на всю жизнь. Слова "предательство" нет в их словаре.
На более высокой ступени развития стоят пеленги. Биологически раса относится к виду жаброшеих амфибий. Среди остальных членов Содружества выделяются наличием четырёх рук и запредельной хитростью. Наверное, во всей галактике не отыщешь существ коварнее и подлее. Жизненное кредо пеленгов - быстрая выгода любой ценой. Именно поэтому их недолюбливают почти все, вот почему они не имеют крепких экономических и дипломатических связей с другими расами. Особенно всех раздражает тот факт, что пеленги нормально относятся к пиратскому ремеслу и даже поощряют его. Пеленгские звёздные системы - сущие флибустьерские гнёзда. В принципе, по уровню интеллекта они даже поглупее малоков будут, но благодаря промышленному шпионажу уровень их цивилизации намного опережает малокский. Пеленгская разведывательная сеть Дзухаллаг - лучшая шпионская и диверсионная структура Содружества.
Есть во вселенной КР, ясное дело, и люди. По всем показателям наши далёкие потомки - крепкие середнячки. Но кое в чём представители вида Homo Sapiens "впереди галактики всей". Например, люди - самые лучшие дипломаты, политики и торговцы. Они с кем угодно могут найти общий язык. Благодаря этому качеству именно люди инициировали и осуществили создание галактической сети торговых центров, введение общей денежной единицы - галактического кредита, и единой хронологии на основе человеческой - от Рождества Христова. Возможно, их кипучая предпринимательская деятельность и умение заинтересовать все стороны как раз и является той связующей силой, которая не позволяет Содружеству развалиться на куски?
Наибольших успехов в технических науках достигли фэяне. Это - гуманоиды-гермафродиты с фиолетовым цветом кожи, слабым телом, фасеточными глазами и огромным мозгом. Физиологические особенности фэян наложили отпечаток на их характер и философию. Они ведут малоподвижный образ жизни, большую часть своих усилий направляя на мыслительную деятельность. Научные открытия и новые технологии чаще всего выходят из стен именно их лабораторий. Фэяне боготворят науку и логику, но их мировоззрение несколько холодно и эгоистично, эмоции и искусство они презирают. Может, потому что этим технократам нет необходимости искать себе вторую половинку?
Ну а самой древней и высокоразвитой расой Содружества являются трёхглазые гаальцы. Изобретения фэян они доводят практически до совершенства. Гаальцы так долго занимаются генетической модификацией собственных тел, что их первоначальный облик уже забыт. Если фэяне умны, то гаальцы - истинные мудрецы. Их философия основана на духовности, миролюбии и любви к прекрасному. Ко всем без исключения они относятся одинаково дружелюбно, даже к хитрым пеленгам. Считая, что как бы плохо не вели себя другие, потенциально они являются носителями положительных тенденций. Бытует поговорка: "Старики - как дети". Есть такая черта и у "стариков" мира КР. В одном из квестов можно встретить почтенного гаальца, который с упоением "вжикается" с игрушечной машинкой. Из другого можно узнать, что на своих собраниях на высшем уровне гаальцы чаще хором поют песни, чем обсуждают государственные вопросы.
Круче, чем Doom III
Первая часть "Космических Рейнджеров" вышла в свет 19 декабря 2002 г. Прежде чем игра нашла своего издателя, коллективу компании Elemental Games приходилось долго и упорно убеждать солидных дядек, что игра имеет право на жизнь. Мало кто верил, что изометрическая RPG будет активно продаваться. Выход "Космических Рейнджеров" не сопровождался агрессивной рекламной кампанией, но когда игра начала обрастать армией фанатов и её продажи резко пошли вверх, все сливки сняла фирма "1С", а издателям, проморгавшим потенциальный хит, оставалось лишь стоять в сторонке и облизываться.
Тем не менее, первый блин не был идеальным. Критики обратили внимание, что мир КР хоть и симпатичен, но сильно не доработан. Особенно резало глаз то обстоятельство, что представители рас-нелюдей ведут себя очень уж по-человечески. Этот и множество других недостатков были учтены и исправлены в игре "КР 2: Доминаторы", которая появилась в продаже 26 ноября 2004 г. В ней было множество текстовых квестов, сюжетно основанных как раз на различиях между расами.
Чуть позже коллектив компании распался. В новообразованную Katauri Interactive ушли почти все разработчики во главе с основателем EG Дмитрием Гусаровым. 7 сентября 2007 года EG и KI выпустили самостоятельное дополнение под названием "КР 2: Доминаторы - Перезагрузка", которая является, по сути, улучшенной версией второй части. Сегодня все права на "Космических Рейнджеров" принадлежат компании Katauri. Официально КР3 ещё не объявлены, но нет никаких сомнений, что таковые появятся, причём графически они уже будут выполнены в полном 3D.
После оглушительного успеха в СНГ обе части КР вышли на западный рынок. Критики встретили их весьма тепло. Журнал GameSpot, например, в рейтинге 200 лучших игр пятилетия поставил историю о войне с доминаторами на 42-е место. Сразу перед Doom III, занявшим, соответственно, 43-е место. Среди российско-украинских разработок выше репутация только у серии "ИЛ-2 Штурмовик"!
Игры по вселенной КР привлекательны по многим причинам. В их адрес до меня было сказано уже много комплиментов. Можно вспомнить необычайно живой, постоянно меняющийся мир, обилие текстовых квестов, непринуждённый и действительно смешной юмор, реиграбельность, полную свободу действий игрока и прочее, и прочее. От себя добавлю лишь, что вселенная КР ещё очень выгодно выделяется на фоне других своей теплотой и оптимизмом. Верой в то, что в будущем конфликты всё-таки будут решаться мирным путем. В ней нет Вечного Зла, как дамоклов меч висящего над миром. В отличие от пафосных Звёздных Войн, в которых джедаи и ситхи будут бороться друг с другом вечно, и нарочито мрачного Warhammer 40k, где война - лишь норма жизни, и не видно ей ни конца, ни края.
Олег ГАЛКИН
Горячие темы